ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

95% того, чему учат в школе – неактуально

2017-12-04 95% того, чему учат в школе – неактуально
95% того, чему учат в школе – неактуально
Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. Слышали такое? По сравнению с генералами, родители и тем более педагоги – это еще большие тормоза.
Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. Слышали такое? По сравнению с генералами, родители и тем более педагоги – это еще большие тормоза.
Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.

Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует.

За десять лет исчезнут 15% ныне существующих профессий

Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Все помнят, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? Есть кто-то, кто уже ездил на электромобиле? Я вас уверяю, что если задам этот вопрос через 2 года, то уже будет несколько рук.

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему часто действия многих остросюжетных сериалов происходят не в современном мире, а хотя бы в 80-е годы? Просто сейчас какая-то ностальгическая нотка популярна.

Но если мы представим себе, что у героев есть мобильные телефоны, задача остросюжетности усложняется на порядок. Режиссеры просто переносят действие в те времена, когда нет мобильных телефонов. И сразу куча движухи: этот потерялся, этот ищет его, этот не знает, где он, этот не сказал, этот не понял. А что делать сейчас, если у всех мобильники?

Нужно придумать какую-то искусственную ситуацию, что, например, герой попал в какую-то зону, где нет сигнала или его заглушили инопланетяне. Это не просто какая-то техническая штучка – она меняет нашу жизнь, наши отношения, например, с детьми, которые выросли в сфере контроля над ними. Раньше ваши родители знали, что вы делаете целый день? Нет.

А сейчас кто из вас готов смириться с тем, что вы до вечера не будете знать, где находится ваш ребенок, что он делает, надел ли шапочку, покушал ли?

Мамочка пишет в WhatsApp: «Ты шапочку надел?» Он отвечает: «Надел». Она снова пишет: «Сделай селфи и скинь».

А некоторые мамочки так в лоб не пишут, они просят ребенка сфотографироваться с котиком, чтобы убедиться, что все в порядке. Дети тоже как-то приноравливаются к этой ситуации.

Дети во многом разбираются лучше взрослых

Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок.

Некоторые спрашивают психологов: «С какого возраста можно разрешить ребенку завести страницу в соцсетях?» Ребята, он у вас забыл спросить! Он за минуту заведет и зайдет на перемене с телефона одноклассника, везде зайдет, куда захочет, а вы даже не будете знать.

Да и вообще ребенок в этом разбирается лучше вас.

Это тоже очень интересное новое изменение – у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше. Не случайно сейчас так популярны футурологи, которые пытаются понять, что же будет дальше. Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором мы не знаем.

Мне кажется, это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем. Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, что не знаешь! Как можно нервничать и говорить ребенку, чтобы он готовился к тому, чего не знает?

Поэтому мы переживаем из-за того, из-за чего можно переживать. Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое. Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс, а сверху надстроен умный кортикальный мозг, который не любит когнитивного диссонанса, когда мы беспокоимся непонятно – мозг этого не любит, он немедленно начинает думать: раз человек беспокоится, значит, должна быть какая-то причина, и начинает эту причину подверстывать. Как троечник задачку под ответ подгоняет.

Есть много возможностей доверстать свое образование

Я сейчас очень много общаюсь с людьми из России, которые переехали в Европу с детьми и ходят в местные школы. Обе стороны обалдевают друг от друга.

Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами. Им дали название «мама-вертолет». Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится.

При этом моя молодая коллега, которая уехала в Швейцарию несколько лет назад, говорит, что там вообще другое отношение к образованию: сразу после школы в университеты идут либо ярко выраженные ботаники, которые будут заниматься исследованиями, либо дети богатеньких родителей, у которых это вариант продления детства.

Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру. Побывать в качестве ассистентов и помощников в разных сферах, потом идут в какой-то бакалавриат. После его окончания год или несколько лет работают, а потом идут в магистратуру, иногда по другой специальности.

И это модель, к которой мы будем двигаться. Но мы держимся упорно: если детка не поступила после школы в университет – жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа. Понятно, тут есть прагматичные соображения, и об этом можно поговорить с ребенком: например, сказать мальчику: «Тебе бы лучше поступить сразу, потому что в армию если попадают, то все равно сильно лучше в 22 года, чем в 18». Но мы же не так говорим, мы же говорим: «Не поступишь, кошмар, конец света, дворником будешь!» Иногда на это смотришь и диву даешься.

Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического. А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.

Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви? Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.

Посмотрите, какое сейчас огромное количество возможностей доверстать свое образование, если в свое время вы его не получили. Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом. Говорит, что в группе своей на бакалавриате, то есть для нас это первый курс, она по возрасту средняя – примерно полгруппы младше ее, полгруппы старше, вплоть до 60-70-летних людей.

Почему нет? Может быть, люди не имели возможности получить образование или еще не понимали, что это их специальность. Сейчас они хотят и могут. Вот это модель будущего. Какая разница, на что ребенок написал контрольную по итогам третьей четверти. Это все в этом масштабе часто бывает совершенно неважно. А что важно?

А мы пытаемся прививать детям взгляды наших родителей

Как много внимания мы уделяем иностранным языкам. Действительно, в современном мире без английского никуда. Плохое знание языка нашу науку очень сильно тормозит, потому что у нас среднестатистический соискатель кандидатской степени, особенно в естественных науках, иногда не может прочитать современные статьи.

Но, судя по всему, нас отделяет пять, максимум десять лет от очень хорошо работающего синхронного google-переводчика, после чего все эти часы и годы, потраченные на английский язык, будут просто не нужны. Да, google-переводчик не позволит вам никогда читать Шекспира в подлиннике, наслаждаясь, но не наслаждаясь позволит. Но кто-то все равно будет читать в подлиннике.

Экзотические хобби у людей всегда останутся. Через 15-20 лет экзотическим хобби станет умение водить автомобиль, так же как сейчас кому-то по приколу и он на лошадке умеет кататься. Люди ищут специальные места, где этому учат и берут за это деньги немаленькие, и катаются для удовольствия. А когда-то было ненормально, чтобы люди не умели скакать на лошади.

Это было невозможно, это был серьезный такой провал в подготовке, в социализации. Это все меняется, и по большому счету мы не можем даже предсказать, куда и что рулит.

Давайте сейчас подумаем, чем мы занимаемся в этой ситуации. Мы занимаемся тем, что по-прежнему переживаем за детей и пытаемся прививать им те же взгляды, те же представления о том, что правильно, что лучше, что хуже, какие были у наших родителей, у наших предков.

Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: «Вот как хорошо было раньше». Слышали ностальгические: «Вот раньше в советской школе хорошо учили», «А вот раньше там дети слушались родителей», «А вот раньше дети уважали», «А вот раньше дети книжки читали»? Психологически это очень понятно.

Другой вопрос: ты ностальгируй – не ностальгируй, а линия времени находится в одном направлении. Конечно, может быть, у нас случится всемирная религиозная фундаментальная революция и мы опять все будем ходить в паранджах или в чем там получится, или случится ядерная война, и мы будем снова силками ловить кроликов двухголовых и разжигать от солнца костер, но это уже совсем форс-мажор, который мы тоже не можем рассчитать и предполагать.

Возможно, имеет смысл учить детей разжигать костер от солнца. Но мы все-таки надеемся на лучший вариант, что у всех хватит мозгов до такого не довести.

Автор: Людмила Петрановская

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 2
Вход
Tatyana ∙ 04.12 16:56 ∙ #
неплохо, но не жизненно. какие дети, родившиеся после 2000-го, будут жить 100-120 лет? "если не случится ничего катастрофического"....а развал медицины, который сейчас случается - это не что-то катастрофическое? полистайте новости - как много там смертей, внезапных или из-за распознанных не вовремя болезней, или из-за неверного лечения, или из-за халатности медиков. кто будет учиться - сначала, после школы, попутешествовав-поработав-поосмотревшись? родители торопят своих чад с получением образования в том числе потому, что за него надо платить. а родители могут платить, пока сами работают. да и содержать детей, пока те осматриваются, пусть даже подрабатывая, тоже надо. родители рассчитывают на свои силы, потому что государство давно занято другими задачами. так что это весьма скромен процент детей 2000-х, которые будут жить долго, счастливо, обеспеченно, будут здоровы и будут иметь возможность "продлевать себе детство", путешествуя и пробуя себя во взрослой жизни в разных ролях.
неплохо, но не жизненно. какие дети, родившиеся после 2000-го, будут жить 100-120 лет? "если не случится ничего катастрофического"....а развал медицины, который сейчас случается - это не что-то катастрофическое? полистайте новости - как много там смертей, внезапных или из-за распознанных не вовремя болезней, или из-за неверного лечения, или из-за халатности медиков. кто будет учиться - сначала, после школы, попутешествовав-поработав-поосмотревшись? родители торопят своих чад с получением образования в том числе потому, что за него надо платить. а родители могут платить, пока сами работают. да и содержать детей, пока те осматриваются, пусть даже подрабатывая, тоже надо. родители рассчитывают на свои силы, потому что государство давно занято другими задачами. так что это весьма скромен процент детей 2000-х, которые будут жить долго, счастливо, обеспеченно, будут здоровы и будут иметь возможность "продлевать себе детство", путешествуя и пробуя себя во взрослой жизни в разных ролях.
Тати ∙ 04.12 21:47 ∙ #
"Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом.".

Я правильно поняла, что Ваша знакомая из Швейцарии получила образование юриста, хочет быть психологом, но пока еще в свои 34 года работает официанткой?
А можно мой ребенок вообще не будет работать официантом никогда, а в 25 с дипломом медицинского ВУЗа пойдет сразу лечить людей? Или через 15 лет уже никто болеть не будет?

Кстати, а почему Вы приводите в пример какие-то европейские страны? Почему бы не взять пример со стран с бОльшим количеством населения? Например, можно рассмотреть наше образование относительно образования других стран? 5 классов закончил и в поле хлопок собирать, например? Или коку на плантациях? А можно и после 3-го класса на завод паять "айфоны" по 16 часов в день без выходных.
"Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом.". Я правильно поняла, что Ваша знакомая из Швейцарии получила образование юриста, хочет быть психологом, но пока еще в свои 34 года работает официанткой? А можно мой ребенок вообще не будет работать официантом никогда, а в 25 с дипломом медицинского ВУЗа пойдет сразу лечить людей? Или через 15 лет уже никто болеть не будет? Кстати, а почему Вы приводите в пример какие-то европейские страны? Почему бы не взять пример со стран с бОльшим количеством населения? Например, можно рассмотреть наше образование относительно образования других стран? 5 классов закончил и в поле хлопок собирать, например? Или коку на плантациях? А можно и после 3-го класса на завод паять "айфоны" по 16 часов в день без выходных.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход