ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

А может, и не надо взрослеть?)

2018-04-16 А может, и не надо взрослеть?)
А может, и не надо взрослеть?)
Когда мы слышим о ребенке, то само слово ассоциируется у нас с чем-то эмоциональным, спонтанным и креативным. Ребенок играет, в процессе чего он также выступает творцом чего-то нового.
0 0 736 16.04.2018
Когда мы слышим о ребенке, то само слово ассоциируется у нас с чем-то эмоциональным, спонтанным и креативным. Ребенок играет, в процессе чего он также выступает творцом чего-то нового.

Типология личности, которую мы рассмотрим в этой статье, представлена исходя из мысли о том, что в каждом из нас существует две стороны: детская и взрослая. Это не зависит от возраста. В психологии представленные понятия описываются как «Внутренний Ребенок» и «Внутренний Взрослый». Поэтому я предлагаю вместе разобраться в психологии этих понятий, определив, как они формируют образ психологически здорового человека. 

Начнем с очертания понятий о ребенке и взрослом. 

Когда мы слышим о ребенке, то само слово ассоциируется у нас с чем-то эмоциональным, спонтанным и креативным.  Ребенок играет, в процессе чего он также выступает творцом чего-то нового. 

Взрослый человек является неким, кто несет ответственность за свои поступки, он рационален, уравновешен и всегда отдает должный отчет происходящему. Взрослый отвечает за принятие важных решений, за поддержку и заботу окружающих. 

Ребенок нуждается, взрослый – дает и поддерживает, ребенок зависимый, взрослый – уверенный в себе и в своих действиях.

Жизненная установка ребенка – это позиция того, кто ждет и получает желаемое от взрослого. Взрослый же берет ситуацию в свои руки, решает ее и, разумеется, дает ребенку фактические или моральные ценности.  

Когда человек проходит какой-то жизненный этап и взрослеет – он постепенно отходит от жизненных установок ребенка и открывает в себе взрослую сформировавшуюся личность. Это не значит, что на пути какие-то качества человека теряются навсегда. Они лишь постепенно заменяются теми, которые свойственны взрослым. К примеру, импульсивность меняется на обдуманность, а беспечность на чувство ответственности. В ходе этого формируется внутренний стержень взрослого. При этом в личности психологически здорового взрослого человека могут гармонично существовать части и ребенка, и взрослого. 

Процесс формирования гармоничного развития этих двух частей не имеет единых критериев. То есть, у каждого человека этот процесс будет протекать индивидуально: у кого-то он будет тормозить, а у кого-то наоборот продвигаться очень прогрессивно. На практике это известно как несовпадение между биологическим и психологическим возрастами. 

Чтобы понять природу этого явления, посмотрим на психологические портреты некоторых людей. Но не стоит принимать эти примеры как единые шаблоны. Мы постараемся посмотреть на так называемые полюсные варианты, чтобы как можно больше понять причины, по которым и происходит несовпадение фактического и психологического возрастов. 

Итак, мы рассмотрим ситуации с «Маленьким взрослым» и «Большим ребенком» 

Большой ребенок – как это? 

Думаю, вам не раз случалось слышать об этом. К примеру, жена может называть так своего мужа, который ведет себя в силу этого понятия. Как это – разбираемся ниже. Недоразвитую часть взрослого в личности человека принято называть психологической инфантильностью. 

Как вы уже поняли, в личности этого человека доминантными будут характеристики именно ребенка, поэтому все действия будут сопоставимы с этим типом. 

Помним, что жизненной установкой для ребенка является слово Хочу. Ребенок хочет получать все здесь и сейчас, не прикладывая усилий к чему бы это ни было.  

Большому ребенку может быть и 50 лет. Мы можем назвать его ребенком, который надолго остается в теле взрослого внешне человека. Детство в голове и поступках, которое не заканчивается. Никаких правил и лимитов - лишь спонтанные действия и тотальная экспрессия. 

Внешне такой человек может ничем не отличаться от взрослого, в личности которого нет установок ребенка, но все же, как говорится, поступки покажут все. 

Такому человеку не хватает ответственности за свои действия и рациональности в мировоззрении. А, как мы все понимаем, взрослому без этих качеств очень трудно поставить себя в обществе. Такому человеку необходима компенсация недостающих качеств взрослого. Идеальный вариант психологической пары для такого человека – это маленький взрослый. Об этом типе мы поговорим позже. Из-за этого формируется тип зависимых отношений.  

Как формируется тип взрослого ребенка?

Такой тип не появляется просто так. Базой для его возникновения является излишняя опека. Родители или возлюбленные берегут человека настолько, что он начинает чувствовать, как ему уже необязательно брать на себя ответственность. Окружающие могут излишне оберегать такого человека от всех негативных факторов внешней среды. Поэтому, встречаясь с ними в реальной жизни “лицом к лицу”, взрослый ребенок не знает, как поступить в конкретной ситуации. У него нет внутренней воли и стержня, которые присущи всем взрослым особям. 

Еще одна база, на которой зачастую формируются задатки взрослого ребенка – это отсутствие коммуникации с людьми из реального мира. Такого человека зачастую родители могут поместить в своеобразную капсулу, ограждающую его от всего мира. Но для формирования здоровой и сбалансированной личности необходима коммуникация, в процессе которой человек определяет свои оригинальные черты и учится, как жить в социуме. Во время этих же процессов ребенок учится чувствовать вину и стыд. В дальнейшем он сможет распознавать границы другого человека и личные. Только в таком случае появляется возможность избегания эгоцентризма в формировании взрослой личности. 

Большой ребенок живет в эгоцентрическом мире, он эгоистичен и не знает, как отдавать что-то другим. Центр огромной Вселенной – это я. Вот что и приводит к тому, что такой человек может манипулировать другими, выстраивая корыстные планы. 

При работе с таким типом личности терапевт помогает человеку избавиться от прижившихся иллюзий, чтобы тот смог посмотреть на реальный мир без любимых розовых очков. Чтобы он вышел из своей цветущей капсулы и наконец-то столкнулся с реальностью, которая не всегда хорошо пахнет и так красива на вид. 

Сейчас появляется все больше таких клиентов, так как родители получают все больше средств для слишком интенсивной опеки над своими детьми. Но не всегда то, чего много, идет на пользу. 

Большой ребенок не имеет воли, он не привык делать что-то для достижения поставленных целей, уж проще найти взрослого и заставить его сделать требуемое. Поэтому терапевт в своей работе как бы возвращается назад, пытаясь заполнить проблемы в формировании внутреннего взрослого. На практике это очень нелегко, ведь повзрослеть за один день после уймы утраченного времени – задача, которая требует времени и усилий. 

Маленький взрослый – хорошо или плохо? 

Этот тип – противоположность предыдущему типу. Такому человеку нехватило опеки, игр и внимания. Причиной этого могут быть различные жизненные обстоятельства. 

Жизненной установкой такого человека является слово Надо. Здесь уже нет никаких, я, мне, хочу, дайте. Зачастую у этого психологического типа появляется диссонанс, который описывается как Желание желать. То есть, человек понимает, что желания должны где-то быть, но он никак не может их сформировать, так как не знает, как это – хотеть чего-то. Он привык делать все сам. 

Маленькому взрослому несложно отказаться от своих хочу и превратить их в четкое мне надо. Он не вспомнит вам об играх, он только расскажет об испытаниях, которые и стали причиной формирования этого типа личности. 

Проблема такого человека – это постоянные лимиты и правила. Он не бывает спонтанным даже в малейших ситуациях, он всегда сто раз подумает, взвесит ситуацию и в конце концов все же откажется. Он не знает, как можно просто расслабляться, так как думает, что жизненные опасности ждут его где-то совсем близко. 

Преимущество таких людей – отличная дисциплинированность. И это ни странно, ведь маленький взрослый во всем полагается только на себя. Но иногда усилия своего “Я” становятся, без преувеличения, насилием над собой. 

Психологический тип маленького взрослого привык много заботиться и помогать другим. Из этого и выплывает то, о чем мы говорили выше. Маленький взрослый очень часто ведется на манипуляции большого ребенка, помогая и потакая ему во всем. 

Как появляется тип маленького взрослого?

Такое происходит тогда, когда родители слишком загружены своими проблемами и не могут уделять достаточно времени ребенку. Или же родителей вообще может не быть, или же они неработоспособны. В таких ситуациях ребенок становится взрослым не только для себя, но и для семьи. 

Этот психологический тип людей зачастую сильно обращает внимание, что скажут другие люди, как они оценят старания. Поэтому при работе с этим психологическим типом терапевт направляет усилия на то, чтобы пробудить ребенка в человеке, позволить ему снять с себя слишком много груза и почувствовать, что не весь мир лежит на его плечах. 

Противоположности притягиваются 

Как мы уже говорили, эти два противоположных психологических типа склонны делать союзы, которые по своей сути остаются зависимыми или доминирующими. При этом во время терапии ни один из представленных типов не скажет, что с ним что-то не так. В ситуации с большим ребенком – весь мир должен ему помогать, а маленький взрослый убежден, что без него мир рухнет. Но все же слаженная терапия помогает сформировать здоровый психологический тип, в котором гармонично существуют понятия о “Хочу” и “Надо”.

Гештальт-терапевт Дмитрий Журкин 

Дмитрий Журкин 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход