ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Что делать, если ваш ребенок превратился в монстра? Или немного о подростках:)

2017-03-17 Что делать, если ваш ребенок превратился в монстра? Или немного о подростках:)
Что делать, если ваш ребенок превратился в монстра? Или немного о подростках:)
Известные психоаналитики нашего времени, З.Фрейд  и  Ж.Лакан были глубоко уверенны в том, что для того, чтобы ребенок вырос цельной и  независимой личностью, он должен символически «убить» своих родителей. Подростки восстают против всего того, что в их глазах олицетворяет детство: они перестают воспринимать своих родителей  как непререкаемый и всемогущий авторитет , на них давит чрезмерная любовь и забота.  Подростки начинают не только  испытывать гнев, ярость, ненависть и стыд по отношению к родителям, которых совсем недавно боготворили, но также  открыто проявлять все эти чувства.
Известные психоаналитики нашего времени, З.Фрейд  и  Ж.Лакан были глубоко уверенны в том, что для того, чтобы ребенок вырос цельной и  независимой личностью, он должен символически «убить» своих родителей. Подростки восстают против всего того, что в их глазах олицетворяет детство: они перестают воспринимать своих родителей  как непререкаемый и всемогущий авторитет , на них давит чрезмерная любовь и забота.  Подростки начинают не только  испытывать гнев, ярость, ненависть и стыд по отношению к родителям, которых совсем недавно боготворили, но также  открыто проявлять все эти чувства.

Время не меняет человека, мудрость не меняет человека, и единственное, что может перестроить ход его мыслей и чувств, - это любовь (Пауло Коэльо)


Много лет назад, во время обучения на факультете психологии, среди студентов разгорелся жаркий спор: группа молодых студентов (и я вместе с ними)  пытались доказать, что  агрессивное поведение подростков есть ни что иное как последствия неправильного воспитания. Сидевшая  в 3-ем ряду достаточно преклонного возраста женщина, (а ей было тогда аж целых 45 лет), возмутилась  нашим невежеством и категоричностью, которая так свойственна молодым и неопытным специалистам,  и с грустью  добавила: «Я всегда воспитывала своих детей с любовью, уделяла им много внимания, наказывала когда была необходимость. Вы просто не представляете себе  какого это,  -  когда твой милый и добрый ангел,  неожиданно превращается в монстра»…


Я промолчала, но про себя  цинично подумала «воспитывать своих детей надо лучше, тогда не вырастет из них монстр». Прошло время…


[an error occurred while processing the directive]

За прошедшие 20 лет, со дня окончания факультета психологии, мне удалось стать свидетелем  превращения многих детей «из бабочек в гусениц»  , включая деток близких друзей, чье взросление я наблюдала  с момента рождения и конечно же,  любопытные метаморфозы коснулись моей  собственной дочери. Кроме того,  психологическое и психотерапевтическое образование, а также много лет практической работы с детьми и подростками,  привели меня к некоторым выводам, которыми хотела бы поделиться с вами в этой статье.


Что же такое, подростковый возраст? Что является нормой, а что требует  вмешательство профессионалов?


Подростковый возраст, а точнее возраст от 10 до 20 лет, можно назвать одним из самых сложных периодов в жизни человека.  В этом возрасте формируется личность, развивается интеллект. Точно также как полуторогодовалый малыш наслаждается своим новым навыком ходить и не может остановиться, также подросток упивается своими аналитическими способностями. Он критикует все вокруг (родители не исключение) жаждет справедливости, подмечает ваши больные места и бьет туда наотмашь. Неожиданно это славный доверчивый и любимый ребенок становится обидчивым, скрытным, а в некоторые моменты агрессивным.


Передо мной сидит ухоженная, с кокетливым каре женщина. Она  неуверенно поерзывает на стуле, и извиняясь, произносит:


- Все что я  делаю, все не так, все критикуется детьми, подвергается сомнению.  14-летняя дочь разговаривает со мной как с умственоотсталой, повторяя каждую фразу по несколько раз. Предпочитает общаться с подругами, при моем появлении как то смущается, как будто стыдится меня…А 15-летний сын вообще закрывается в своей комнате, вечно бурчит себе что то под нос, разговаривает со мной как то язвительно, с издевкой. Не понимаю, чем все это заслужила? Вся моя жизнь- это дом-работа, даже все свои отпуска я и муж проводим вместе с детьми. Я не понимаю , откуда такая озлобленность?


- Вы можете сказать, что именно чувствуете ,когда это происходит?


Женщина задумывается, она пытается сдержать эмоции которые бьют через край . Через  несколько минут произносит :» Когда они обращаются со мной так пренебрежительно, с сарказмом, я чувствую себя полной дурой. Я как будто вновь становлюсь маленькой девочкой. В детстве, произносит она,  и крупные , как горошины слезы скатываются из глаз,  мои родители относились ко мне как к глупой, ни на что не способной, вечно критиковали, указывали мне что делать… Отношений между нами как таковых не было, это были для меня чужие и неприятные для меня люди.. Мне казалось , - продолжила всхлипывая женщина, столько лет прошло, я выросла, у меня своя семья. Папы нет в живых, с мамой в последние годы наладились прекрасные отношения, и тут по новой….Мои собственные  дети,   ведут себя так, словно я никто, пустое место…Я ненавижу своих детей в эти моменты, мне хочется куда нибудь убежать, чтобы вообще их не видеть, и мне от этого ПЛОХО… Она закрыла лицо руками, пытаясь подавить прорывающее рыдание.


Приведенный  пример  терапии с  одной из моих клиенток  демонстрирует  то отчаяние, в котором находятся многие родители в период взросления ребенка. Непрекращающаяся критика, агрессия, стыд собственных родителей и многое другое  - все это  тревожит родителей, вгоняет в панику и они всеми правдами и неправдами пытаются повернуть ситуацию вспять. Но возможно ли это?


Известные психоаналитики нашего времени, З.Фрейд  и  Ж.Лакан были глубоко уверенны в том, что для того, чтобы ребенок вырос цельной и  независимой личностью, он должен символически «убить» своих родителей. Подростки восстают против всего того, что в их глазах олицетворяет детство: они перестают воспринимать своих родителей  как непререкаемый и всемогущий авторитет , на них давит чрезмерная любовь и забота.  Подростки начинают не только  испытывать гнев, ярость, ненависть и стыд по отношению к родителям, которых совсем недавно боготворили, но также  открыто проявлять все эти чувства. Важно отметить, что все это  - нормальный этап в развитии ребенка, во время которого ,  он учится  выстраивать межличностные отношения со сверстниками и  самостоятельно принимать решения. Так происходит естественный процесс взросления.


 Когда происходит открытое проявление агрессии ребенка , от  реакции родителей зависит, вырастет ли ребенок независимой и зрелой личностью, или же он навсегда останется маленьким и испуганным ребенком.


На мой взгляд, нет ничего страшного в том, что ребенок выражает свое несогласие с происходящем,  даже если это несогласие выражается криком, хлопаньем дверьми. И нет необходимости незамедлительно  реагировать на  недовольную гримасу или еле слышное ворчание  сквозь зубы. Поверьте, намного опаснее , когда ваш ребенок не выражает свою внутреннюю агрессию в открытой форме.  Так как  агрессия сама по себе никуда не исчезает, и если ребенок не вплескивает хотя бы часть своих негативных эмоций наружу , то все это накапливается внутри и родители могут столкнуться с внутренней пассивной агрессией: ребенок проявляет все те отрицательные эмоции, которые испытывает  по отношению к родителям, но как бы исподтишка. Он попытается ударить по вашей ахиллесовой пяте – задеть то, что на его взгляд наиболее для вас важно:   начать пренебрегать выполнением домашними делами,  забросить учебу. Но это мизерная часть всего того, на что способен ребенок испытывающий внутреннюю агрессию. Чувствуя себя «плохим», от переизбытка отрицательных эмоций , он  может начать причинять себе физическую боль (порезы на разных частях тела) или же демонстрировать попытки суицида. Дополнительные примеры пассивной агрессии - употребление психоактивных веществ, пирсинг, татуировки, анорексия. Все эти деструктивные способы, как нестранно,  помогают подростку временно справиться с внутренней агрессией по отношению к родителям , а также  продолжать соответствовать имиджу пай-ребенка.


Проявление внутренней пассивной  агрессии подростка  распространено именно в семьях с авторитарным стилем воспитания. В таких семьях  родители привыкли держать всех и вся  под контролем.  Ребенок с раннего возраста знаком с правилами/ожиданиями своей семьи, и пытается из за всех сил соответствовать прежнему, хорошо знакомому образу «идеального ребенка». Обычно, ему запрещено проявлять агрессию открыто а если это происходит, ребенок подвергается серьезным санкциям и открытое проявление агрессии прекращается. Часто, в нанесении увечий своему собственному телу, многие подростки испытывают душевное облегчение. По их словам , «они не имеют возможности контролировать что либо в своей собственной жизни, и тело – то единственное что находится в их полном распоряжении».


Западное общество, в котором мы живем, также не облегчает жизнь подросткам. С одной стороны, от ребенка, в образе взрослого есть много обязательств (чтобы хорошо учился, слушался старших) , но никаких прав! То есть, несмотря на физиологическое и психическое развитие ребенка, требования социума по отношению к нему не меняются. Даже если в семье материальные проблемы и ваше великовозрастное дитя хочет  устроиться на работу, законодательство не позволит ему это сделать вплоть до 16-летнего возраста.


Интересен тот факт, что всего лишь 200 лет назад, подросткового возраста, как такового не существовало вовсе: как только у ребенка появлялись вторичные половые признаки,  проводился ритуал инициации  -  знаменующий переход  ребенка во взрослый мир. В разных культурах ритуал инициации проходил по разному :  мальчик должен был пройти через боль  муки , полностью отделиться от матери, от мира детства , познать историю своих предков , законы общества, сразиться со старшими . Пройдя все испытания, он становился ответственным и равноправным членом общества. Девочек также, на какой- то период отдаляли от семьи для того чтобы научить всем премудростям семейной жизни. В еврейской традиции до сих пор звучат отголоски ритуальной инициации во взрослую жизнь, в виде празднования Бар –Мицвы. Но, если раньше, после прохождения данного ритуала,  образ жизни ребенка менялся – он заводил семью, начинал зарабатывать себе на жизнь, то в наше время ритуал Бар Мицвы имеет всего лишь номинальное значение. Сегодня, несмотря на физиологические и психологические изменения,  ребенок продолжает оставаться зависимым от своих родителей, вплоть до своего совершеннолетия (которое также определено законом).


Что же делать? Как себя вести с подростками?


-  Папа, что такое "сизифов труд"?

- Сынок, ты это узнаешь, когда начнешь бриться!


Переход из детства в подростковый возраст (отрочество), совсем нелегок. Во время полового созревания, происходит выброс большого кол-ва гормонов, и ваш ребенок чувствует себя приблизительно  как во время катания на американских горках. Этот гормональный всплеск является виновником резких  перепадов  настроения вашего подростка.


Все эти перемены в собственном организме и повышенная эмоциональность пугают не только вас, но и вашего ребенка. Ребенок не понимает, нормально ли то, что с ним происходит: почему неожиданно у него/нее больше/меньше кол-ва волос на теле или на лице, почему отличается форма груди, почему у друзей/в фильмах отличается размер пениса, почему у некоторых мальчиков меняется голос, а у некоторых девочек уже начался/не начался менструальный цикл. Все эти ПОЧЕМУ постоянно присутствуют в жизни испуганных подростков, в поисках доказательств собственной «нормальности», они  начинают сравнивать себя со своими сверстниками. Вам, как родителю, важно быть чувствительным к этим переменам и постараться объяснить ребенку, что все физиологические изменения индивидуальны, зависят  от генетической предрасположенности и от правильного/неправильного питания.


При внешнем явном физиологическом развитии, мозг подростка развивается в последнюю очередь, а вернее белое вещество, благодаря которому осуществляется связь с разными частями мозга. Белое вещество развивается вплоть до 20-летнего возраста и именно по этой причине ребенок не способен видеть всю картину в целом, могут быть проблемы с планированием , и самое страшное – подростки  не способны правильно интерпретировать эмоции других людей. Именно по этой причине они не могут остановить проявление агрессии к сверстнику - ОНИ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЮТ ЧТО ЕМУ БОЛЬНО!


Многие специалисты советуют просто «пережить» этот период, не вмешиваться и т.д. Согласна, вы действительно не в силах повлиять на естественный процесс взросления вашего ребенка, а посему постарайтесь просто принять эти перемены как процесс нормальный и неизбежный. Вместе с тем, хотелось бы добавить:


  • Все , что знает ваш ребенок, он научился этому в вашей семье, включая здоровую или наоборот нездоровую коммуникацию. И если родители стараются избегать «острых углов», где то умолчать, что то скрыть (даже если это происходит из лучших побуждений), этому также научится и ваш подросток. А потому, важно прислушиваться к ворчанию вашего ребенка, и ОБЩАТЬСЯ !

  • Возможно ваш подросток действительно в чем то прав и вам, как родителям, стоит что то изменить в вашей семье.

  • Старайтесь сами выражать собственное недовольство в словестной форме, и научите этому своего ребенка.

  • Не пытайтесь навязывать свою волю в принятии решений,так как не сможете заставить сделать то , что ребенок не считает для себя целесообразным . Вы сможетепосоветовать, только если ВАС ПОПРОСЯТ ОБ ЭТОМ.

  • И самое главное, будьте более терпимы, ведь несмотря на острый ум и на проявления независимости, он/она навсегда останутся вашим ребенком жаждущиевашей любви и ласки.


Если вы чувствуете, что не в силах справиться со всем происходящим в вашей семье в одиночку, обратитесь за помощью семейного психотерапевта.


С любовью,

Елена Глозман – Семейный Психотерапевт

МА-Детская Практическая Психология - Педагогика  

Автор книги "Любящая семья: рождение эмоциональной близости"


Елена Глозман 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход