ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Домик для улитки

2017-10-31 Домик для улитки
Домик для улитки
Я ненавижу 1 сентября. И долгие годы после окончания школы, я просыпалась утром 1 сентября с ощущением подлинного восторга. Мне сегодня не нужно идти в школу... И больше никогда не будет нужно... Какое счастье!!! Урааа!!!
0 0 1507 31.10.2017
Я ненавижу 1 сентября. И долгие годы после окончания школы, я просыпалась утром 1 сентября с ощущением подлинного восторга. Мне сегодня не нужно идти в школу... И больше никогда не будет нужно... Какое счастье!!! Урааа!!!

Наш мир, огромный по своим ошеломляющим для каждого ребенка размерам и неистовый в своем многообразии ежедневно сваливающихся на головы простых смертных событий, состоящих из радостей и горестей, не столько жесток, как говорят, сколько просто слишком сложен для банального разложения на слагаемые и последующего объяснения в формате учебника для первого класса начальной школы. Так что, если педагог задается невольным вопросом, отчего благородный отпрыск шести с половиной лет на уроке математики ковыряет проволокой спинку стула, проверяя на прочность ее пластиковую поверхность, вместо того, чтобы к двум прибавлять четыре, ответ будет так же незатейлив и логичен, как и сам вопрос: спросите об этом ребенка.

То есть не вращайте в безумстве глазами и не кричите дурным голосом: «Петров!!! Для кого я тут распинаюсь?!!» или «Немедленно прекрати это безобразие!!!», а просто сами себе ответьте, почему ребенок совершает те или иные поступки и почему иногда совершенно не хочет делать то, что просто жизненно (по Вашему мнению) необходимо? Проще говоря, чего хочет этот самый ребенок, когда ему от четырех до десяти лет? И о чем его никто никогда не удосужился спросить?

Мы часто задаем вопросы психологам, как нам воспитывать наших детей, чтобы не травмировать их хрупкую психику чрезмерной опекой или, напротив, излишней строгостью, как говорить с ними на сложные темы, стоит ли наказывать за проступки и чем поощрять за хорошее поведение? И те, в свою очередь советуют позволить ребенку проявить свою индивидуальность, которую ни в коем случае нельзя подавлять, заняв некую наблюдательную позицию, чтобы оценивать происходящее как бы со стороны, и очень осторожно корректировать направление, по которому движется личность ребенка в своем развитии, чтобы его путь, в конечном итоге, не привел в пропасть.

Педагоги же связывают основные тенденции в формировании личности маленького человека исключительно с получением необходимых знаний, что в свою очередь, влечет за собой стремление к самодисциплине и последующее понимание сущности бытия с позиции послушания и некоего пиетета перед мудростью и опытом. А что же наш ребенок? Что думает наш ковыряющий проволокой в стуле отрок о методах своего воспитания и образования? Чего он хочет в данный момент, когда так важно немедленно к двум прибавить четыре, а дырка в стуле так и не проделывается? Спросите, и он вам ответит, что в данный момент хочет, как минимум три вещи: а) велосипед, б) стать президентом, в) чтобы к нему не приставали с глупыми вопросами.

Если же перевести эту многозначительную речь на язык взрослых, это в реальности будет значить только одно – ребенок хочет, чтобы его с раннего детства считали личностью, и чтобы к его, пусть даже очень маленькому мнению, хоть иногда прислушивались. Что ни говори, а в вопросах, как воспитания, так и образования важен, в первую очередь диалог между большим человеком и маленьким. И пусть он на начальном этапе перейдет в самый настоящий спор, в споре, как известно, рождается истина, а это не так уж и мало.

Я помню себя, когда мне было лет шесть-семь, и многие считали меня вундеркиндом, потому что я уже тогда писала серьезные и взрослые стихи. В то время для меня было очень важным не оказаться загнанной в рамки каких-то невыполнимых обязательств, которые на каждом шагу накладывает на ребенка современное общество, и не мене важно получить отчеты на все волнующие меня «почему?».

Почему нельзя разговаривать на уроке, если всем и так понятно, что на процесс усвоения информации это никак не влияет, а от постоянного молчания внутреннее напряжение растет с такой силой, что хочется учинить какое-нибудь и впрямь настоящее безобразие? Почему из класса можно выходить только на перемене или с разрешения учителя, которому нужно каждый раз объяснять, зачем именно ты хочешь выйти? Почему во время занятий нельзя есть или хотя бы пить, если каждый день педиатры с экранов телевизоров вещают об опасности детского гастрита? И главное, почему нельзя самому выбирать предметы, которые ты хотел бы изучать углубленно, а также которые предпочел бы знать в рамках общепринятого «ликбеза»?

Дети вынуждены следовать написанному взрослыми жестокому закону жизни и соответствовать тому представлению о них самих, выстроенному в сознании их родителей, учителей и воспитателей, которому соответствовать-то как раз и не хочется. Вспоминая своих детских друзей, я понимаю насколько болезненно дети воспринимают ограничения и отказы, а стало быть привычная порицательно-поощрительная система воспитания должна, по сути, выстраиваться как сложнейшие дипломатические переговоры.

Никогда не говорите ребенку «нет», как бы неправ он не был. Скажите сначала «да», а потом добавьте «но…» и изложите суть своего взгляда на вещи. Дети ценят, когда с ними говорят на равных и не пытаются давить на них авторитетом, а поэтому смело вступайте с ребенком в равнопартнерские отношения, совершенно не опасаясь, что он чего-то не поймет или неправильно воспримет ситуацию.

Маленький человек все слышит, все видит и делает свои выводы из всех, казалось бы, совершенно незначительных слов или действий, и порой хватает всего какой-то мелочи, чтобы навсегда потерять его доверие.
Практика показывает, что в классах, где количество детей не так велико, успеваемость намного выше, чем в «перенаселенных» учениками классах. То же касается и групп детского сада, где детей бывает так много, что у педагога-воспитателя элементарно не хватает ни времени, ни возможности уследить и за половиной из них, не говоря уже о том, чтобы в полной мере донести до них необходимые знания.

Дети требуют к себе внимания и очень ценят индивидуальный подход к каждому из них, поскольку главная мечта любого ребенка – быть услышанным, понятым и воспринятым всерьез.

Поверьте, я не призываю взрослых «снисходить» до уровня дошкольника, чтобы иметь возможность говорить с ним на одном языке. Напротив, я прошу педагогов разглядеть в каждом ребенке уже состоявшегося человека со своими взглядами, своим характером и своими амбициями. Попробуйте представить, что перед вами стоит маленький доктор, который будет лечить вас в будущем, маленький писатель, чьи книжки вы станете читать на ночь своим внукам, маленький биохимик, который откроет ген вечной молодости или даже бессмертия, или, возможно, потенциальный глава государства, от которого будет зависеть ваша судьба и судьба страны. Говорите с ним на равных, и он будет безмерно уважать и ценить вас за это.

Нельзя так же недооценивать влияния на ребенка его родителей, особенно, если они хотят вырастить из своего чада разносторонне развитого и образованного человека. И здесь основной упор, как мне кажется, необходимо сделать на чтение, начиная с простых сказок и детских стихов, заканчивая серьезными прозаическими и поэтическими произведениями, не делая скидки на возраст читателя, поскольку, если вы находитесь в постоянном диалоге с ребенком, то сможете объяснить ему все и доступно поведать даже про Бином Ньютона, если понадобится.

Это не означает, что юный исследователь вселенной должен «усесться вам на шею» и делать все, что душе его угодно за счет вашей несчастной нервной системы, просто позвольте ему находиться в активном режиме: общения с вами, постижения мира, получения новых знаний в неизбитой форме, когда на любой, даже самый нелепый вопрос, всегда найдется остроумный и точный ответ, правдивость которого не станет подвергаться сомнению. А что касается дисциплины, то никто еще не придумал лучшего способа для того, чтобы заставить человека хорошо учиться и работать, чем игра на его тщеславии. И не стоит думать, что у детей его нет.

Возможно, кто-то скажет, что, воспитывая перфекциониста, можно в результате вырастить невротика, но я с этим тезисом не согласна. Как состоявшийся писатель, который в детстве был вундеркиндом, имею на это право. Только человек, ставящий перед собой труднодостижимые и порой нереальные цели, действительно многого добивается в жизни, а в основе большинства его стремлений лежат всего лишь честолюбие и желание стать лучшим, если не в мире, то, по крайней мере, в своей пятиэтажке.

Важно помнить, что ребенок в самом начале своего пути по этому бесконечному склону горы, именуемой Жизнью, находясь у самого подножия, еще до своей первой попытки начать восхождение напоминает улитку, двигающуюся очень медленно, но неумолимо стремящуюся к своей цели. Есть одно японское хокку: «Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот». Ребенок так же нежен и уязвим, как эта самая улитка, что может в мгновение погибнуть, оказавшись раздавленной чьим-то тяжелым ботинком.

Задача взрослых: педагогов, психологов, родителей – сделать для улитки пусть и хрупкий, но все-таки вполне пригодный для обитания домик, который станет для нее защитой от дождя и ветра – от жестокости этого мира и жизненных передряг. А домик этот – это наше с вами стремление помочь ребенку, любовь к нему, забота о нем, понимание его нужд и интересов, служение ему - Будущему в самом высоком смысле этого слова.

Постройте домик для улитки. И пусть она движется к вершине.

(с) Ветрова Виктория (Николаевна) 

Виктория Ветрова 

Что вы об этом думаете?

Вход
Вход