
Проводим трансформационные игры в Москве
Это был перелет в самолете. Сыну год и восемь месяцев…
Полет длится уже два часа, ребенок устал сидеть, ему хочется чем-то заняться...
Я стараюсь развлечь малыша подручными средствами.
Нахожу в сумочке листок бумаги и ручку - даю сыну. Он берет и сильно-сильно тыкает в бумагу ручкой, и так несколько раз.
Первое ощущение - ребенок злится, хочет все сломать…или что-то доказывает.
Я замираю, переглядываюсь с мужем. В голове истерично бегут мысли: мой сын все ломает,… откуда эта агрессия, что я делаю не так,... на нас все смотрят…он мешает окружающим… как же так, что делать... отобрать ручку и сказать, что так нельзя…неприлично так себя вести…так люди не поступают...
Слава Богу, держу двухсекундную паузу, ничего не отбираю, просто наблюдаю.
Сыночек еще раз тыкает и говорит на своем детском языке: "...точка... точка, два крючочка, ротик…оборотик…"
Сердце замирает, накрывает чувство небывалого счастья: "Боже, это же дедушка его научил... они вместе рисовали человечка… сынуля никогда не повторял слова, только смотрел, а сейчас …сам, сам повторяет... он рисует человечка и говорит как дедушка…впервые, сам….какое счастье", - целую ребенка, обнимаю, радуюсь… хвалю, снова восторг, - нужно скорее рассказать дедушке… какие они молодцы.
Одно мгновение, и вот, мы уже совершенно счастливы, гордимся ребенком, его, теперь уже, ловкими, уверенными движениями руки и ручки. Вместе рисуем человечка под дедушкин стишок: точка, точка, два крючочка, ротик, носик, оборотик...
Страшно представить, как могло все произойти - ребенок точно не понял бы, за что его ругают и почему так нельзя поступать - да, нужно доверять детям, учиться у них, больше наблюдать, выдерживая паузу. Да, и с мыслями своими точно стоит поработать.
P.S. "... я и со взрослыми стараюсь держать паузу, вдруг они человечка рисуют, а не палкой в меня тыкают..." ( вырезка из комментария читателя А.И. на этот пост )
Что вы об этом думаете?