ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

"Перестань грызть ногти!"

2017-01-21 "Перестань грызть ногти!"
"Перестань грызть ногти!"
Детский психолог, психотерапевт  — о том, как родители могут помочь своему ребенку избавиться от навязчивых движений.
Детский психолог, психотерапевт  — о том, как родители могут помочь своему ребенку избавиться от навязчивых движений.

Переживание о появлении навязчивых движений у ребенка - распространенная тема психологических консультаций.
Навязчивые движения (НД)  могут появится как ответ на стресс, черепно-мозговую травму. Но могут начаться, когда видимых причин нет. Ребенок:
- сосет сосёт
- грызёт ногти;
- качает головой либо раскачивается всем телом;
- часто шмыгает носом (не включая наличие насморка);
- подкашливает (без наличия простуды)
- делает взмахи руками либо раскачивает ногой;
- щипает кожу на руках или других частях тела;
- часто моргает;
- сосет край одеяла, одежду

 - часто поворачивает шею или наклоняет её на один бок;
- закручивает на палец волосы или выдирает их
- теребит что-то в руках (салфетки, платочки или др. предметы)

Навязчивые движения усиливаются в моменты волнения, тревоги, страха.

1.  Зачем нужны ребенку эти НД?

«Не ломай забор, не узнав, зачем он стоит».  Эти движения ребенок делает непроизвольно, у него нет умысла  вас разозлить или встревожить. Дети не могут их контролировать и избавиться сиюминутно. Это некий защитный компенсаторный способ ребенка помочь себе снять напряжение, тревогу, успокоить себя.  Охранительное движение психики. В этом его польза для самого ребенка. Поэтому важно не стараться сразу избавиться от появившихся движений, а найти причины их появления.  Когда вы ответите на этот вопрос, вы сможете ребенку помочь найти другие более комфортные и полезные способы заботы о себе. Вывод: эти движение важны и полезны для ребенка в данный период, они ему помогают.

2.  Обращать или не обращать внимание? Как реагировать?

Всем в семье важно не акцентировать внимание на НД ребенка.  Не говорить ребенку «Опять ты засунул палец в рот», «Перестань шмыгать носом» и т.п.  Акцентировать внимание и испытывать при этом сильные чувства (волнение, раздражение, тревога, страх) – способ еще сильнее зафиксировать неприятные движения.  Ребенок ищет способ успокоиться, а в результате замечаний еще больше начинает напрягаться, что усиливает движения.  Если вам очень трудно пережить НД, можно отвлечь аккуратно ребенка.  Но, как вы уже поняли, избавиться от НД – значит, решить вопрос перенапряжения ребенка, а не заставить его не делать НД.

3. Что создает условия для появления НД? Откуда берется сверх-напряжение ребенка?

Рассмотрим несколько факторов.

-  От непрожитых неприятных чувств. Родителям трудно, а иногда просто невыносимо позволить ребенку проживать до конца чувства печали и злости. Взрослые стараются отвлечь, «заговорить», осудить, пошутить, давать советы, учинить расследование  ВО ВРЕМЯ  печали (плача) или злости ребенка. Все эти родительские активности останавливают сильные чувства ребенка, не дают прожить их, а вместе с ними остается много напряжения. Это напряжение – как  внутренняя пружина. И здоровое интуитивное действие ребенка – поиск способов снятия напряжения.  НД – один из них. Итог: освоение культуры проживания неприятных чувств всеми членами семьи – как способ избежать появления НД.

-  Много напряжения бывает  у детей, которым делают много замечаний, дают советы, "учат жизни", читают нотации (родители, учителя, воспитатели, родственники). Слышать это ребенку не приятно, он возмущается-злится-обижается и т.п. Но противостоять, ответить, выразить свои чувства не всегда  может. В силу страхов, опасений, предыдущего опыта. И напряжение скапливается. Итог: родителям отказаться от неэффективных и вредных способов воспитания, заменить их на способы эффективного контакта.

-   Не отрегулирован режим нагрузок и отдыха ребенка. Нагрузок много, а время для восстановления и для получения ресурса мало. Эти процессы к каждого ребенка очень индивидуальны. Важно не только количество времени для отдыха, но его качество. Итог: отрегулировать режим нагрузок и отдыха, внимательно наблюдая за состоянием ребенка, создание условий для получения ребенком ресурса.

4.  Как помочь ребенку снять напряжение?

Вы можете стараться и отрегулировать все вышеописанные процессы, но в жизни ребенка всё равно останутся ситуации, которые будут создавать напряженность (школа и учителя, улица, чужие люди, секции, лагеря отдыха и т.д.)

Важным процессом является обучение ребенка снимать накопившееся напряжение. Как?

Рассказывать обо всём, что вызывало в течение дня сильные неприятные чувства, проживая их вместе с близкими людьми. (Здесь важна правильная позиция родителя – активное слушание, использование "Я-высказываний" . Иначе, ребенок перестанет приходить к вам со своими переживаниями)

Во время проживания злости или возмущения  важно снимать мышечное напряжение – поколотить что-то (подушку, диван, «грушу»), порвать старые газеты, потопать, постучать, покричать. Так и там, где вы договорились заранее. Чтобы не делать замечания ребенку снова.

Помогают прогулки, активные игры, занятия спортом, плавание.

5. Важным помогающим процессом является работа с психологом. 

Можно исследовать способы ваших реакций, общения. Что и как происходит между вами и ребенком, что создает условия для появления и сохранения НД.  Каждая семья обладает своим уникальным набором родительских воспитательных установок, особенностей контакта, способов реагирования. Поэтому  важно исследовать эту уникальность, найти то, что мешает и вам и ребенку эффективно взаимодействовать. Найти важные и полезные способы именно для себя, начать их привносить в жизнь, осознать  механизмы контакта. И радоваться счастью и здоровью детей!


Ольга Юрасова 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Подписаться
Комментарии: 0
+ Добавить комментарий
Вход