ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

"Ручной" ребёнок. Вред или польза?

2017-11-26 "Ручной" ребёнок. Вред или польза?
"Ручной" ребёнок. Вред или польза?
С появлением малыша у молодой мамы возникает множество вопросов. Один из них — приучать ли грудничка к рукам. И что делать, если ребенок уже "приучился" и не дает маме покоя?
С появлением малыша у молодой мамы возникает множество вопросов. Один из них — приучать ли грудничка к рукам. И что делать, если ребенок уже "приучился" и не дает маме покоя?

С появлением малыша у молодой мамы возникает множество вопросов. Один из них — приучать ли грудничка к рукам. Или еще лучше, как отучить маленького ребенка от рук. И часто возникает он не потому, что мама не хочет брать на руки малыша. А потому, что если ребенок в кроватке плачет, а на руках замолкает, скорее всего, найдётся советчик, который расскажет вам про детские манипуляции. К слову, мне даже в роддоме сказали на второй день, что я уже успела приучить ребенка к рукам. Я при этом, видимо, должна была устыдиться своей слабохарактерности.

Как-то в кругу знакомых одна из мам призналась, что специально наняла няню, чтобы новорожденный ребенок не дай бог к ней сильно не привык. Меня удивило, что никого в нашей мамской “тусовке” это не смутило. Никто не выразил даже сомнения в правильности таких действий. Зато была открыта тема про детские манипуляции, “сразу к рукам приучишь, потом слада не будет!” “ На шею сядет!” “Дети — такие манипуляторы! Им только волю дай!”

Я задумалась, откуда это пошло? Зачем нам внушают этот страх? Страх взять на руки своего ребёнка, чтобы он к этому не привык? То есть с одной стороны, любимый долгожданный ребенок, с другой стороны, соперник, пытающийся манипуляциями чего-то там добиться нам.

“Да Наташка с рождения нянькалась, с рук не спускала! Так он ей в три года таких чертей дал! Что дальше будет?” — ответила на мой вопрос мама, которая наняла няню, “тут или ты его воспитаешь, или он тебя”. А если сделать наоборот — запретить маме брать на руки и целовать ребенка когда вздумается? А то мало ли, привыкнет еще к ребенку, что тогда делать? Ну а если серьёзно, давайте попробуем разобраться, зачем же ребенку идти против собственной матери и манипулировать? Психологи в один голос говорят, что умение нравиться — одна из особенностей всех малышей. Так зачем же ребенку делать что-то назло? Давайте попробуем посмотреть на этот вопрос с разных точек зрения.

1 Если мы подумаем о первых месяцах жизни ребенка. До того, как появиться на свет, ребенок находился в утробе, где, особенно в последние недели, довольно тесно. Как будто его обнимают и прижимают к себе. Всегда тепло и сыто. На что похожи эти ощущения?  Ребенок рождается “приученным к рукам”. А потом адаптируется к новым условиям. И мы должны дать ему почувствовать, что он в безопасности и все хорошо. В таком количестве, в котором нужно именно вашему малышу, ведь у всех детей эта потребность разная. как мы можем желать за несколько дней отучить ребенка от того, к чему он привыкал все девять месяцев?  Находясь на руках у мамы, ребенок как будто продолжает дозревать, как в утробе. Физически и эмоционально.

2 Если у ребенка большая потребность находиться на руках, значит, у него хорошо работают инстинкты. По крайней мере, самый главный — инстинкт самосохранения. Ведь если рассматривать потребность ребенка “в руках” на первобытном уровне, когда племена кочевали с места на место, его могли просто забыть где-нибудь под кустом, а это верная смерть для малыша. И хорошо развитые инстинкты как раз и говорят о хорошем развитии крохи.

3 Известный детский психолог Э.Эриксон считал, что именно в возрасте от нуля до года формируется чувство так называемого базального доверия к людям и миру, которое будет (или не будет) с ребенком всю его последующую жизнь. Как говорится, если в детстве не было машинки, вырос, купил BMW, то все равно в детстве не было машинки. Только в случае со связью матери и ребенка все серьезней, чем с игрушками. Чтобы малыш был эмоционально устойчив, любознателен и открыт миру и знаниям, у него должен быть резерв внутренних сил и доверие к миру. Это основа для дальнейших навыков и умений.

4  Если малыш плачет, а мама не берет его на руки и не успокаивает, ему приходится мириться с ситуацией. Приходится приспосабливаться к тому, что его потребность не удовлетворяется.Конечно, рано или поздно ребенок приспосабливается. И конечно, такие переученные дети очень удобны. Но при нарушении процесса формирования доверия, ребенок не может полноценно развиваться. Другими словами, та энергия, которая должна идти на развитие ребенка, идет на блокировку его естественного инстинкта самосохранения (см.п.2) И здесь, конечно, все зависит от того, что для родителей важнее.  Кто ваш ребенок — полноправный член семьи, пусть еще и крохотный, с потребностями которого надо считаться, или соперник, которого нужно побороть и сделать удобным?

Так что же, совсем не отучать ребенка от рук? Но дело в том, что если первый год жизни прошел хорошо, сформировано чувство безопасности к миру, то отучать от рук его будет не нужно.  Когда малыш начнёт ходить, он сам  станет меньше времени проводить на руках — зачем, когда вокруг столько интересного! Это естественный процесс.  И чем увереннее будет он себя чувствовать на своих ногах, чем сильнее чувство безопасности окружающего мира и связь с мамой, тем меньше времени ему нужно будет проводить на руках. Вернемся опять же к Эриксону, который считал, что чувство доверия сформировано у ребенка, если он не боится остаться без мамы. Тогда ребенку интересно все вокруг, он познает, исследует, развивается.

Ну и в заключении — всем сторонникам раннего развития посвящается ) Сейчас очень модно раннее развитие и обучение. О своем опыте я тоже обязательно напишу в ближайшее время.

Мы беспокоимся, чтобы ребенок умел читать и считать, но забываем про основу, фундамент этого маленького домика. Начните развивать своего ребенка с колыбели. Но не карточками домана, английским и перебиранием фасоли. А материнской любовью, вниманием и заботой. Это главные составляющие раннего развития для малыша до года.

Катерина Вольнова 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 3
Вход
Katy ∙ 26.11.17 23:31 ∙ #
Катерина, все Вы очень правильно написали! У Петрановской это называется теория привязанности.
Катерина, все Вы очень правильно написали! У Петрановской это называется теория привязанности.
Тати ∙ 28.11.17 06:58 ∙ #
Нууууу... Младшая родилась с пупочной грыжей, и главным девизом ее первого года было у нас "Только бы не орала".
Ну так вот, носили мы ее на руках до 4-х лет. Все носили. И я, и муж, и мама моя, и соседи, и подруги. А она просто не хотела ходить по улицам ногами, ей на руках и на шее было зачетно.
Эриксон говорил? Эриксон ваш, наверное, говорить мастер. А попробовал бы он черырехлетнего ребенка на себе 2 км до садика по утрам носить.
Ну ладно, выросла.
Какое-то особое доверие к миру? Ничего подобного. Да, малая в детстве была компанейская. В сад-школу, кружки-тренировки с радостью. И что мы имеем в 18 лет? Весьма замкнутая личность. Никаких там "душа компании", "тусовщица", нееет. У нас "Нашла - молчит, потеряла - молчит".

По мне, так никакой связи между бесконечным тасканием ребенка на руках и его открытостью нет.
Нууууу... Младшая родилась с пупочной грыжей, и главным девизом ее первого года было у нас "Только бы не орала". Ну так вот, носили мы ее на руках до 4-х лет. Все носили. И я, и муж, и мама моя, и соседи, и подруги. А она просто не хотела ходить по улицам ногами, ей на руках и на шее было зачетно. Эриксон говорил? Эриксон ваш, наверное, говорить мастер. А попробовал бы он черырехлетнего ребенка на себе 2 км до садика по утрам носить. Ну ладно, выросла. Какое-то особое доверие к миру? Ничего подобного. Да, малая в детстве была компанейская. В сад-школу, кружки-тренировки с радостью. И что мы имеем в 18 лет? Весьма замкнутая личность. Никаких там "душа компании", "тусовщица", нееет. У нас "Нашла - молчит, потеряла - молчит". По мне, так никакой связи между бесконечным тасканием ребенка на руках и его открытостью нет.
Katy ∙ 28.11.17 11:30 ∙ #
Так тут речь о том, что ребенок ищет на руках чувства защищенности. И если он это получает - чувствует, что его любят, что на руках ему хорошо и спокойно, он спускается и начинает осваивать этот мир самостоятельно. А если не чувствует - то снова просится на руки. Это не имеет ничего общего с тасканием ребенка - чемодан же вы тоже тащите, но чувств от этого у вас к нему не прибавляется, разве только раздражение, что тяжело нести.
Так тут речь о том, что ребенок ищет на руках чувства защищенности. И если он это получает - чувствует, что его любят, что на руках ему хорошо и спокойно, он спускается и начинает осваивать этот мир самостоятельно. А если не чувствует - то снова просится на руки. Это не имеет ничего общего с тасканием ребенка - чемодан же вы тоже тащите, но чувств от этого у вас к нему не прибавляется, разве только раздражение, что тяжело нести.
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Подписаться
Комментарии: 3
+ Добавить комментарий
Вход