ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Школьная тревожность

2018-10-18 Школьная тревожность
Школьная тревожность
Статья о школьной тревожности - причинах, ее порождающих и о том, как помочь ребенку с ней справиться.
1 0 1425 18.10.2018
Статья о школьной тревожности - причинах, ее порождающих и о том, как помочь ребенку с ней справиться.

В одной из предыдущих статей мы рассматривали такую серьезную проблему сегодняшних школьников как школьный невроз и говорили об одной из основных составляющих этого невроза — повышенной тревожности ребенка по отношению именно к школе. Рассмотрим сейчас эту проблему более подробно.

Редко бывает так, чтобы ребенок, абсолютно спокойный и жизнерадостный в повседневной жизни, становился тревожным именно в школе. Школа часто является специфическим стрессогенным фактором для ребенка, но, обычно, этот стресс накладывается на уже существующую тревожность, то есть тревожность, уже сформировавшуюся в его родительской семье. Однако, тему формирования тревожности у ребенка в семье рассмотрим в следующей статье, а сейчас поговорим именно о том, как эту тревожность формирует школа, и что делать, если у ребенка появилась именно школьная тревожность — тревога, связанная с посещением школы, страхом получить плохую оценку, насмешек и унижений со стороны учителей и одноклассников и т. д.

Тревога, в отличие от страха, эмоциональное состояние часто с непонятной этиологией, не очень понятно, что именно вызывает тревогу. Не понятно ни родителям, ни учителям, ни самому ребенку. За тревогой скрываются какие-то конкретные страхи: получить плохую оценку, страх того, что родители за эту плохую оценку будут ругать. Причем, эта плохая оценка — необязательно двойка. Одна из клиенток рассказывала мне, что в детстве мать ругала и наказывала ее (ставила в угол) за... четверки. Кажется чудовищным, но эта не вполне адекватная мать, настаивала на том, чтобы ее дочь не получала никаких других оценок, кроме пятерок.

Исследования показывают, что уровень тревожности ребенка находится в прямой зависимости от его успеваемости. Причем, самый высокий уровень тревожности — у «двоечников», у тех, кто учится на «тройки» он значительно ниже, а у отличников... он снова резко повышается.

«Середнячки» в этом плане оказываются самыми эмоционально устойчивыми, наименее подвержены тревожным состояниям и расстройствам. Если, на первый взгляд, такой результат кажется удивительным — казалось бы, чем лучше ребенок учится — тем меньше оснований у него тревожиться, однако, если подумать, то все становится понятно. И двоечники и отличники одинаково испытывают давление со стороны взрослых. Двоечники — должны исправиться, об этом им говорят учителя, на них давят родители, которые испытывают стыд и ощущение собственной неполноценности (ну как же так — у меня и такой ребенок). Отличники же — должны продолжать все время «держать марку», немного расслабиться и получить тройку для них недопустимо. Отсюда — высокий уровень напряжения, что и проявляется в формировании тревожности.

Вторая основная причина развития у ребенка школьной тревожности, помимо страха получить плохую оценку — проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями. Мы уже разбирали это в статье про школьный невроз - https://liwli.ru/children/story/chto_takoe_shkolnyy_nevroz-224896.html

Переживание тревоги — это достаточно обычное и вполне нормальное состояние в ситуации неизвестности.

В школе достаточно много таких ситуаций. Сдал контрольную — а какую оценку мне поставят, вызовут к доске на этом уроке или нет, а не забыл ли я что-то принести в школу или сделать и т. д. Человек не может все время находиться в безмятежном, блаженном состоянии. В ситуации деятельности, принятия решений некоторый уровень тревоги, опасения потерпеть неудачу присутствует, и это вполне естественное для человека состояние в такой ситуации. Речь идет о том, чтобы эта тревога не стала ни чрезмерной, ни хронической.

В школе ребенок учится справляться с тревогой. Ему можно объяснить, что испытывать некоторый страх перед результатами контрольной или, тем более, экзамена — вполне нормально, и все люди, за редким исключением, такой страх испытывают. Надо сказать, что небольшой уровень тревоги оказывает мобилизующий эффект. Человек, в нашем случае — школьник, лучше справляется с заданием, если немного волнуется по поводу качества его исполнения. При безразличном отношении — задание чаще выполняется плохо, либо не выполняется вообще.

Однако, если уровень тревоги становится очень высоким — он оказывает тормозящее действие на психику. Ребенок, если его тревожность перед школой становится чрезмерно высокой — хуже учится, теряет мотивацию к учебе, у него могут появиться симптомы школьного невроза.

Задача взрослых — помочь ребенку понять свои страхи, чего именно и почему он боится. А поняв, проговорив вместе с ним эти страхи, дать ему понять, что то, чего он боится, на самом деле не так уж и страшно. Что, во-первых, он всегда может рассчитывать на Вашу поддержку, а, во-вторых, если его страхи действительно реализуются (двойка за контрольную), последствия не будут такими катастрофическими, как он это себе представляет. То есть, двойку нужно будет исправлять, прилагать усилия, но это — вполне посильная задача, и Вы ему в этом поможете. Двойка — это не ужас-ужас-ужас, а просто ужас )

В общем, поддержите ребенка в ситуации, когда он испытывает сильную тревогу. Помогите ему с этой тревогой справиться. Пусть он проговорит и обсудит с Вами свои страхи. А если Вы сами не справляетесь — есть много прекрасных детских и подростковых психологов, которые с Вашей помощью и помощью самого ребенка вполне способны справиться с этой задачей.

 

PS. Когда уже почти написал эту статью, пришли ужасные новости из Керчи. Очень не хочется спекулировать на этой теме. Я пока не знаю (а, скорее всего, никогда и не узнаю) правдивых подробностей про жизнь молодого человека, совершившего ужасное преступление и затем покончившего с собой. Мне сложно понять истинные причины совершения им этого кошмарного преступления. Вряд ли, в наших условиях, будет составлен его психологический портрет и проанализированы именно психологические причины его чудовищных действий.

В новостях промелькнуло, что он был замкнут, и, вроде бы, подвергался в колледже психологической травле. Я здесь вступаю на очень тонкий лед, тема чрезвычайно острая и болезненная, но рискую предположить, что если бы окружающие его взрослые уделили внимание его состоянию, нашелся бы взрослый — педагог или психолог, который поговорил бы с ним о его проблемах, все могло бы быть по другому.

Повторюсь, я не знаю подробностей и не хочу на этой теме спекулировать, опасаюсь вызвать какие-то гневные комментарии в свой адрес именно в силу остроты и болезненности темы, однако, все-таки, счел нужным написать об этом.

Максим Францев 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход