ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Школьные конфликты

2018-10-31 Школьные конфликты
Школьные конфликты
Продолжение статей о школьном неврозе и школьной тревожности - школьные конфликты и способы их разрешения
0 0 1140 31.10.2018
Продолжение статей о школьном неврозе и школьной тревожности - школьные конфликты и способы их разрешения

Эта статья лежала у меня недописанной. Начинал писать ее еще до трагедии в Керчи, а сейчас, когда вновь ее открыл с целью, наконец, дописать, понял, что после случившегося это значительно сложнее. Сейчас мы понимаем, что результатом школьных конфликтов могут быть не только неуспеваемость, проявления школьного невроза или дистресса, но они могут привести и к подобной трагедии. И чтобы профилактировать не только личностные расстройства школьников, но и столь ужасные последствия — нужны не новые металлодетекторы (в конце-концов в том колледже были и вахтеры, и турникеты - Росляков просто вошел через запасной выход) и не новые росгвардейцы, которых все-равно не приставишь к каждому школьнику, а человек, который мог бы поговорить с ребенком, находящимся в кризисной ситуации, которому он мог бы доверить свои проблемы и вместе с которым поискать решение этих проблем.

Теперь о том, что касается школьных конфликтов.

Так или иначе, все школьные проблемы — это межличностные проблемы: отношения школьника со сверстниками, учителями (и каждым учителем в отдельности), проблема неуспеваемости также, во многом, формируется из-за плохой коммуникации, в первую очередь, с учителями. О влиянии родителей на формирование школьного невроза — разговор особый, понятно, что оно есть и очень сильное.

Разбирая школьные конфликты, учась справляться и разрешать эти конфликты, школьник перенесет потом такое умение и в жизнь. И этот опыт ему потом очень пригодится. Можно и нужно помочь ребенку справиться с этими сложностями, чтобы опыт разрешения конфликтов стал для него успешным, позитивным. Не травмировал на всю жизнь, не заставил замкнуться, отказаться от активных попыток справляться с трудностями, а, напротив, научил — как действовать эффективно, сохранять устойчивость в сложных жизненных ситуациях.

Мы сейчас не говорим о ситуации буллинга — школьной травле, когда против одного школьника объединяются несколько других школьников или весь класс. Это другая история, здесь не нужно искать причины проблемы в самом ребенке. Ребенок в этой ситуации — жертва и то, что нужно сделать — это вывести его из этой ситуации, а проблему решать уже с классом. Буллинг — проблема коллектива, здесь нужно системное решение с привлечением родителей тех учеников, которые травят ребенка, их самих, учителей и т. д.

Сейчас мы говорим о тех конфликтах, которые возникают между двумя людьми: учеником и учителем или двумя школьниками. И здесь поможет научение тому, как конфликты нужно разрешать. Еще раз, умение разрешать конфликты — не врожденное, ему нужно учиться. Хорошо, если ребенок рассказывает о возникающих сложностях родителям, и они (сами грамотные в этом плане, умеющие эффективно справляться с межличностными конфликтами) объясняют ему, что делать в такой ситуации, помогают ему пережить возникающие эмоции и могут помочь закрепить положительный опыт, если ребенку удается конфликт разрешить. Этот опыт очень пригодится ему во взрослой жизни.

Путь к избавлению от школьного невроза — именно в этом, разрешении школьных конфликтов и научении ребенка находить пути такого разрешения. Грамотный, профессиональный педагог, скорее всего, просто не допустит возникновения такого конфликта между собой и учеником. И поможет разрешить конфликт между учениками, показав пути его разрешения.

Разумеется, не всегда учитель способен это сделать — и в силу своей загруженности, и по ряду других причин. Что он может делать для того, чтобы помочь своим ученикам, да и самому себе (самому себе — потому что ситуация конфликта, негативного эмоционального фона тяжела и для учителя, выматывает его и способствует эмоциональному выгоранию)? Учиться — как это делать, изучать основы конфликтологии, повышать свою эмоциональную компетентность. Сейчас для этого существуют и литература, и многочисленные курсы и тренинги.

Такой же совет можно дать и родителям. Учитесь грамотно и эффективно справляться с конфликтами — и в семье, и на работе. Это очень полезное и нужное умение, которое необходимо и вам самим, и которому вы можете научить ребенка. Которое, в свою очередь — поможет вашему ребенку профилактировать такие конфликты в школе и пригодится в его жизни после школы. А также, профилактировать возникновение у ребенка школьного невроза, который, зачастую, и появляется в результате неспособности и неумения решать школьные конфликты.

Максим Францев 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход