ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Стили Воспитания

2017-03-23 Стили Воспитания
Стили Воспитания
На протяжении многих лет работы психологом-педагогом в школе , я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также и их будущее.
На протяжении многих лет работы психологом-педагогом в школе , я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также и их будущее.

Психолог, Д.Баумринд ввела 4 основных стиля воспитания: авторитетный, авторитарный, снисходительно – разрешающий и безучастно индифферентный. Давайте рассмотрим каждый по отдельности:

Авторитарный Стиль

 По Дерибасовской идѐт еврейская мама и ведѐт за руки двух мальчиков.
 Их встречает знакомая:
 - Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! И сколько им лет?
 - Гинекологу шесть, а юристу четыре:)


Родители с авторитарным стилем воспитания, контролируют детей во всем! С малого возраста всячески «помогают» : нарисовать, слепить, сделать домашнее задание… Этим, они учат ребенка, что не доверяют и подвергают сомнению его способность справиться с заданием. Ребенок же постоянно ощущает себя виноватым, беспомощным, понимая что никогда не дотянется до планки, которую поставили ему его родители.


Авторитарные родители редко интересуются мнением своего ребенка и игнорируют его слабые попытки высказать свое несогласие. Они решают в какие кружки пойдут их дети и кем они станут когда вырастут. Я помню беседу с родителями и их ребенком, где 9-летняя девочка, внушительных размеров просила отдать ее вместо балета, на кружок рисования. Но родители были непреклонны в своем решении и даже не попытались понять, как чувствует себя их дочь рядом с худенькими и гибкими сверстницами.


Обычно свой протест дети выражают не словами, наоборот могут поддакивать, постоянное желание радовать родителей из страха что родитель разозлится или будет огорчен. Имея сложности в коммуникативных навыках (ведь коммуникации ребенок обучается в своей семье) они не способны задавать вопросы, и живут в постоянном страхе из за собственных фантазий: как то в присутствии родителей, девочка поделилась, что боится смерти отца (отец должен был пойти на резервистские сборы). Дальнейшая встреча была посвящена тому, что отец рассказал в подробностях, чем именно он там занимается. Девочка, поняв, что отец не подвергается опасности, успокоилась.


К сожалению, родители, приверженцы авторитарного стиля, сами не имеют нормальных коммуникативных навыков, им сложно общаться со своими детьми . В беседе с другой семьей , мальчик 7 лет открыто высказал то, что ему мешает: что ему сложно с таким кол-вом кружков, что он не хочет идти в лучшую группу по математике , потому что боится еще большего кол-ва уроков…Родители молча выслушали ребенка, и в конце удивленно прокомментировали ,что даже не знали что он умеет «ТАК» разговаривать. Была назначена еще встреча, на которую они не пришли, объяснив, что «такой вид терапии» им не подходит.


Ребенок, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания, в основном не умеет выражать свой протест словами , и выражает психосоматикой – часто болеют . Конечно заболевание происходит неосознанно …Но в беседах с таким «болезненным ребенком», на вопрос «Любят ли тебя родители?», ребенок отвечает, что любят только тогда, когда…. он заболевает : мама приносит горячий чай, обнимает, папа проверяет часто лобик и т.д. Также протест против многочисленных запретов ,может проявляться как энкопрез (недержание кала). В таких случаях (а они нередки) очень важно обратиться именно к семейному психотерапевту, чтобы помочь ребенку начать выражать свои истинные чувства в кругу близких ему людей.


В более старшем возрасте, ребенок, который не имеет возможности контролировать и принимать решения в какой либо области , начинает контролировать собственное тело – доводит себя до анорексии, режет острыми предметами или употребляет наркотики.У детей, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания - низкая самооценка, могут быть проблемы с поведением. Успеваемость хорошая, но намного ниже чем у детей с авторитетным стилем воспитания. Парадокс состоит в том, что несмотря на повышенный контроль родителей, ребенок не имеющий с ними эмоциональной близости , в лучшем случае будет середнячком, но никогда не отличником!

Стиль Снисходительно-Разрешающий

 В кабинете у доктора Фрейда.
 - Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет
 подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
 - А сколько ему лет?- 4 года.
 - В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
 и он вырастет добрым и вежливым человеком.
 - Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
 - Не за что, фрау Гитлер …


Родители очень любят своих детей, прислушиваются к ним, всячески боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы не дай бог не был травмирован. Вследствие этого, родителям сложно ставить рамки в воспитании . Парадокс состоит в том, что несмотря на любовь и заботу, ребенок чувствует себя плохо – он чувствует себя сильнее родителей, что никто не может ограничить его действия. Это говорит о том, что если ему будет угрожать опасность – придется решать все самому и он никогда не обратиться за помощью к родителям, которые в его понимании намного слабее чем он сам.


Часто, в семьях со снисходительно- разрешающем стилем воспитания, вседозволенность приводит к агрессии детей по отношению к своим родителям :Ко мне обратилась мама ребенка , рассказала что девочка обзывает, бьет ее. На встрече мать поняла, что ребенок ведет себя так, как ей позволяют себя вести. Когда на следующей встрече я спросила «изменилось ли что то?», девочка ответила, что все стало намного лучше и теперь наконец то она чувствует что мама начала обращать на нее внимание, что важна маме. Как сами понимаете, такие дети, получившие много любви и ласки, действительно имеют высокую самооценку, с другой стороны, не имея контроля со стороны родителей, имеют низкую успеваемость и проблемы с поведением.


Рамки важны не только в юном возрасте. Ведь ребенок, которого не научили уважать чувства и желания других людей, будет продолжать игнорировать потребности других на протяжении всей своей жизни: в армии, на работе, в отношениях.

Стиль Безучастно индифферентный

Важно заметить, что стиль воспитания может изменяться, в зависимости от периода нашей жизни, темперамента ребенка. От места которое занимает ребенок в семье (старший, младший) Те, у кого 2 детей и больше, наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имелись силы и время на старшего. И он конечно же чувствовал себя покинутым. Если родители вовремя спохватываются, и начинают уделять внимание старшему ребенку, то все в порядке, но если безучастность-индифферентность становится постоянным стилем воспитания, ребенок «чувствует себя прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, ребенок становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».


Эти дети с очень низкой самооценкой, конечно же у них низкая успеваемость, так как никто не следит за тем выполнил ли ребенок домашнее задание и как именно он его выполнил. Как то в школу вызвали родительницу, учительница объясняла родительнице, что у ребенка сложности с правописанием, на что мама неожиданно, к общему недоумению ответила: «а дома он хорошо пишет» . Мне и учителю стало понятно, что она понятия не имеет как пишет ее ребенок (учительница достала тетрадку ребенка, в которой слово расписано на 2 листа). Позже мать призналась ,что занята младшим ребенком и на старшего просто не хватает времени.


Когда родители относятся безразлично или испытывают враждебность, их дети испытывают тревогу , разного рода страхи, фобии . И приходит момент, когда уже необходима психологическая помощь . Обычно родители, с легкостью отправляют свое чадо к детскому психологу, но сами стараются избегать терапию. Этим они дают понять ребенку, что проблема в нем самом, а не в их халатном воспитании. Они пренебрегают просьбами психолога принять участие в терапии, вместе со своим ребенком. Дети же интерпретируют эти ситуацию словами: «от меня хотят избавиться».


Невидимые дети на протяжении всей жизни ищут способы выделится, предпочитая провоцировать хотя бы негативные эмоции со стороны окружающих, лишь бы это не было равнодушием.

Авторитетный Стиль Воспитания

Родители, использующие авторитетный стиль воспитания, открыто проявляют любовь-словами, жестами, лаской. Они интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что то происходит и пытаются его утешить. Им нравится проводить со своими детишками время, объяснять и рассказывать о том, что нас окружает. Конечно, эти родители контролируют своих детей, знают где и с кем их ребенок находится, но также умеют доверять.


Так как между авторитетными родителями и их ребенком здоровые отношения и ребенок с уверенностью может выражать свои чувства , опасения и пожелания, то родители могут принять решение доверить ребенку решение той или иной проблемы. Например, если ребенок получил плохую оценку, на вопрос мамы: »мне кажется стоит поговорить с учителем», может ответить, что предпочитает это сделать сам. Авторитетная мама довериться ребенку, который чувствует, что в силах справиться с проблемой. Но она конечно же проверит в конце дня у ребенка как прошла беседа, какое решение принято учителем.


Психологи нашли прямую связь между авторитетным стилем воспитания и высокой успеваемостью. Также, это дети имеют высокую самооценку, способны сами принимать решения, уверенны в своих силах и имеют хорошие социальные навыки. Это уверенные в себе дети, которые стараются участвовать не только на уроках, но и в социальной жизни школы, всегда открыто выражают свое мнение, помогают другим и с раннего возраста способны сопереживать другим людям.


Как я писала ранее, родители используют разные стили воспитания , в зависимости о т периода которые переживают сами. Тяжело сопереживать и строить эмоциональную близость, когда у самого «на душе скребут кошки». Но помните всегда, что вы не одни, у вас есть муж/жена, родители, друзья. Очень важно ношу воспитания разделить с другими, которые также как и вы любят вашего ребенка. Будьте бережны в воспитании своих детей!


Из книги Елены Глозман "Любящая семья: рождение эмоциональной близости", Генезис, 2017.

Елена Глозман
5 99

Что вы об этом думаете?

Вход
На главную Следующий пост
Liwli.ru — открыт
для ваших мыслей!
Сообщество на сайте: 73 703
Сообщество в соцсетях: 422 410
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Вход