ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ Liwli.ru в Яндекс.Дзен

В поисках мужской идентичности

2018-04-15 В поисках мужской идентичности
В поисках мужской идентичности
Невозможность отделения от родительской семьи способствует возникновению ряда проблем для подрастающего поколения. Одной из них, возможно, самой важной, является сложность обретения своей подлинной идентичности.
0 0 879 15.04.2018
Невозможность отделения от родительской семьи способствует возникновению ряда проблем для подрастающего поколения. Одной из них, возможно, самой важной, является сложность обретения своей подлинной идентичности.

Проблема мужской идентичности – то, что стоит за многими предъявляемыми проблемами мужчин-клиентов. Она достаточно глубокая и заслуживает отдельного внимания. В своей психологической практике случаи с подобной проблемой я называю «обращением к мужественности».

Для того, чтобы максимально широко раскрыть эту тему, мне понадобилось много времени для поиска метафоры. Метафора должна была быть простой и понятной. И вот один из моих клиентов предложил мне в качестве такой метафоры образ Мальчика-с-пальчика. Я посчитал, что данный образ  может быть яркой иллюстрацией к изучаемой проблеме.

Итак, берём сказку Ш. Пьеро «Мальчик-с-пальчик». На примере данной сказки рассмотрим становление мужчины и мужской путь.  Думаю, что образ Мальчика-с-пальчика всем знаком и вызовет у вас отклик на обсуждаемую тему.

В поисках мужской идентичности: Мальчик-с-пальчик

«Сначала отыщите мужчину в себе,
тогда вы вдохновите на мужественность других.»
  (АмосБронсонОлкотт)
«У мужчины есть только одно «оружие» -
его мужественность»
(Милли
)

На первый взгляд сюжет сказки может показаться странным: родители пытаются избавиться от своих детей, уведя их в лес. Однако дети каждый раз возвращаются благодаря находчивости и изобретательности младшего сына.

Данный сюжет может вызвать у читателей ряд закономерных вопросов:

Почему родители так упорно хотят избавиться от своих детей? Ведь в сказке говорится об их любви к детям.

Что заставляет младшего ребёнка каждый раз возвращаться к родителям, демонстрируя свою изобретательность и совершая подвиги?

Почему именно младший сын оказывается самым упорным и изобретательным в своих попытках вернуться к родителям?

Попробую ответить на эти вопросы как психолог, изучающий тему детско-родительских отношений.

Проблемы сепарации в сказке и жизни 

На мой взгляд, в данной сказке идёт речь о сепарации, психологического отдаления детей от родителей. Как правило, в жизни младшему ребёнку сложнее всего сделать этот шаг. Именно поэтому главным героем является младший сын.

Невозможность отделения от родительской семьи способствует возникновению ряда проблем для подрастающего поколения. Одной из них, возможно, самой важной, является сложность обретения своей подлинной идентичности. В рамках рассматриваемой сказки, для нашего героя Мальчика-с-пальчика основной  проблемой выступает становление мужественности и мужской идентичности. Не случаен и выбор имени главного героя. Мальчик-с-пальчик – имя, которое, как нельзя лучше указывает на его психологическую  незрелость.

Существует ряд причин, которые не позволяют детям отделиться от родительской семьи. Очень часто такими причинами являются неспособность или неготовность родителей отпустить своих детей, или то и другое одновременно.

Рассмотрим данную ситуацию на примере нашей сказки.

При первом прочтении возникает мысль о том, что неспособность родителей к отдалению детей вызвана их психологическими особенностями. Стоит обратить внимание, что главным героем является мальчик. Исходя из этого, мы можем предположить, что причина в несостоятельности и неготовности отца, а именно отсутствии у него мужественности.

Именно отец занимает ведущее место в становлении мальчика как мужчины. Он является эталоном мужчины, объектом идентификации для подрастающего мальчика. Качества отца напрямую влияют на характер становления мужской идентичности у сына.

По сюжету сказки детей отправляют из дома в лес по инициативе отца. На первый взгляд этот поступок можно расценить, как  неспособность отцом принимать факт взросления сыновей из-за страха конкуренции с ними. Похожую ситуацию мы можем наблюдать в «Сказке о спящей царевне». Там мачеха отправляет свою дочь в лес на погибель по причине своей женской несостоятельности, мачеха конкурировала со своей падчерицей.

В нашей истории мы можем уличить отца в слабости. Вместо того, чтобы решить сложную ситуацию, он надеется на волю судьбы и внешние обстоятельства.

«– Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись – тут все-таки есть надежда.»

Слабый отец не может передать мужественность своему сыну. Это аксиома, которая гласит «нельзя передать то, чего сам не имеешь».

Однако, предположу, что всё не так, как представлялось выше. Отцу есть что передать своим сыновьям. Также приведу несколько фактов, доказывающих, что отец не является слабым. Во-первых, он дровосек. Эта профессия  ассоциируется с силой и мужественностью. Во-вторых, у отца есть ещё 6 сыновей, для которых не составляет труда отделиться от родителей.

Проблема возникает с младшим ребёнком. Кроме того саму идею  «отправить детей в лес» можно считать естественной, если рассматривать её как процесс сепарации подрастающих детей от родительской семьи.

«Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и, наконец, совсем скрылись.»

Это является примером символического описания  постепенного психологического отделения детей от родителей. Данный процесс  сопровождается переживаниями родителей по поводу ухода детей. Это время для каждой семьи сложное, его можно назвать кризисным моментом. В психологии подобную ситуацию называют кризисом «пустого гнезда». Семья Мальчика-с-пальчика не становится исключением.

«– Где-то наши бедные ребятишки? – сказала, плача, жена дровосека. – Что с ними? Одни в дремучем лесу. Может, их уже волки съели. И как это мы решились бросить своих родных детей? И зачем только я тебя послушала!»

У дровосека у самого было горько на душе, но он молчал.

Следует отметить, что неспособность родителей своевременно отпустить своих детей  может обернуться для их чад серьёзными проблемами. Особенно сложно это расставание для младшего ребёнка. Как правило, именно младший ребёнок наиболее крепко опутан сетями родительской любви.

На мой взгляд, в нашей сказке это действие оказалось преждевременным только для младшего сына. Мальчик-с-пальчик не готов расстаться со своими родителями.

И здесь, вероятнее всего мы сталкиваемся с потребностью родителей отпускать своего последнего ребёнка.

Мальчик-с-пальчик  - младший среди своих братьев, поэтому родители не готовы отпустить его во взрослую жизнь.  Возможно, родители пытаются отсрочить кризис переосмысления смысла жизни. Их ожидают переживания, связанные с синдромом «пустого гнезда». Кроме того родители надеются подготовиться к старости, оставив для себя последнего ребёнка.

За неготовностью отпустить ребёнка следует привязанность последнего к  родительской системе. В сказке мы видим, что Мальчик-с-пальчик очень привязан к родителям. Его уход является вынужденным и преждевременным. Он преодолевает все препятствия, проявляет изобретательность в попытках вернуться обратно. В жизни такая ситуация выглядит как неспособность отделиться от родителей и зажить самостоятельной жизнью.

Норма процесса готовности родителей отпустить своего сына характеризуется установками. Установка отца гласит «Я принимаю твою зреющую мужественность». Установка матери «Я восхищаюсь твоей зреющей мужественностью». Эти установки не что иное, как бесценные дары родителей подрастающему сыну.

Вернувшись к нашей сказке, мы видим, что родители не готовы отпустить Мальчика-с-пальчика. Он считывает эту неготовность. В результате Мальчик-с-пальчик продумывает один за одним планы возвращения в семью.

«Мальчик-с-пальчик шел последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу.»

Другие дети, старшие по возрасту, не пытаются найти дорогу обратно, они её «не знают». Это характеризует их готовность начать собственную жизнь без родителей, чего нельзя сказать о Мальчике-с-пальчике.

«– Не бойтесь, братцы, – сказал он. – Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной. И он вывел их из леса той дорогой, по какой они шли туда: белые камешки указывали ему путь.»

По сюжету сказки первая попытка отдаления Мальчика-с-пальчика от семьи прошла неудачно. Он прилагает усилия в виде своей находчивости, чтобы вернуться обратно.

«Ребятишки живо уселись за стол и так накинулись на еду, что любо было смотреть. А после ужина все семеро стали наперебой рассказывать, как страшно им было в лесу, и как  Мальчик-с-пальчик привел их домой. Все были счастливы, и дети, и родители. Но счастье длилось недолго.»

Не удивителен тот факт, что счастье длилось недолго. Дети должны жить своей собственной взрослой жизнью. Это естественный процесс. Обратная ситуация, когда дети живут с родителями, порождают эмоциональное напряжение, перерастающее в конфликты. Поэтому и в нашей сказке счастье не было долгим.

«Скоро деньги были истрачены, и опять начался голод. Дровосек с женой совсем пришли в отчаяние и решили снова завести детей в лес.»

Это ещё одна попытка родителей отправить детей во взрослую жизнь. Но Мальчик-с-пальчик снова оказывается неготовым к уходу от родителей. Он пытается препятствовать этому привычным, проверенным способом.

«Мальчик-с-пальчик опять подслушал разговор отца с матерью. Он подумал поступить как и в тот раз: сбегать к ручью и набрать там белых камешков.»

Родители набрались мужества и предвосхитили попытки младшего сына удержаться в семье.

«Но это ему не удалось. Дверь в доме была заперта крепко-накрепко.»

Это не остановило нашего героя, он пытается найти новые способы вернуться в семью.

«Мальчик-с-пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки.»

На этот раз родители прилагают больше усилий для того, чтобы дети покинули «родительское гнездо».

«Теперь родители завели детей еще дальше от дома, в самую глубь темного, дремучего леса. И опять они заставили мальчиков собирать хворост, а сами тайком убежали от них.»

На этот раз дети не смогли вернуться домой так быстро, как прежде. Кажется, что все обстоятельства против возвращения к родителям.

«Он думал, что легко найдет дорогу назад по хлебным крошкам. Но он не нашел ни одной крошки: все поклевали птицы.»

Следующая фраза подчёркивает неготовность главного героя к отделению от родителей, она выражает страх идти отдельно от них по своему жизненному пути.

«– Пусть уж лучше мы достанемся Людоеду. Может, он сжалится над нами, если вы, сударыня, заступитесь за нас.»

Мальчик-с-пальчик не получил от своих родителей даров в виде принятия его зреющей мужественности. Это объясняет его неготовность уйти от родителей. Ему предстоит непростой путь к поиску мужественности и обретению мужской идентичности. Для этого ему нужно пройти ряд испытаний, совершая подвиги.

Мужской путь

Мужчина может стать мужчиной только в присутствии других мужчин. Он должен постоянно подпитываться «мужскими качествами». Это возможно только через других мужчин, на мужской территории. Мальчик должен видеть перед собой пример мужского поведения. Психологи утверждают, что «мать – образ мира, а отец – способ действия».

Только при постоянном контакте с другими мужчинами мальчик может обрести мужские качества – ясность, твёрдость, решительность. Естественно эти качества могут быть унаследованы от обладателя данного набора «мужских» качеств.

Если же мальчик находится на «женской территории», то он может приобрести набор женских качеств – гибкость, мягкость, уступчивость.

Для того, чтобы стать мужчиной, необходимо психологическое отдаление от матери.

Процесс отделения мужчины от матери происходит по средством следующих механизмов:

  1. Через идентификацию с отцом.
  2. Через символическое «убийство отца», победив его.

Оба случая способствуют приобретению образа и мужских качеств отца.

Также  приобрести мужские качества возможно при прохождении кризиса развития. Первым этапом является описанный в психоанализе «Эдипов комплекс». Критерием успешного прохождения данного этапа служит идентификация мальчика отцом. Вторым этапом прохождения кризиса является юношеский возраст с обрядом инициации. В результате этой инициации юноша обретает идентичность мужчины.

Инициация как условие взросления

Мужчиной не рождаются, мужчиной становятся. Обретение мужской идентичности  требует от претендентов совершения мужских поступков. Во многих культурах  предусмотрен обряд инициации – разнообразные испытания, которые необходимо пройти повзрослевшим мальчикам.

Инициация – это рубеж, который нужно пройти для обретения новых качеств. Как правило, мужская инициация включает в себя ряд испытаний, которые требуют от инициируемого демонстрации таких  качеств, как умение терпеть и выносить боль. Мальчик, прошедший инициацию становится мужчиной, приобретает мужскую идентичность.

Для приобретения мужской идентичности юноше необходимо символически «победить» отца. В этом случае у него есть шанс стать мужчиной и встретить женщину. И далеко не каждый отец способен» проиграть» своему сыну.  Мужчина-отец, имеющий проблемы с мужской идентичностью, может вступить в конкуренцию со своим сыном. При этом конкуренция может быть как явной, так и скрытой. В конкуренции отец  самоутверждается в своей мужественности  за счёт сына. В результате сын не получает от отца признания  его силы и мужественности, что способствует его долгому пути к поиску этого призвания в жизни.

Также невозможно получить мужественность от слабого отца. В этом случае юноша вынужден искать её у других сильных мужчин.

Вернувшись к нашей сказке, мы видим, что отец главного героя хотя и имел, но не был готов преподнести сыну «мужской подарок». Именно поэтому Мальчику-с-пальчик пришлось прорываться к мужской идентичности, совершая подвиги. Он  встречает злого людоеда и побеждает его.

«Одни рассказывают, что вместе с сапогами-скороходами Мальчик-с-пальчик забрал у злого Людоеда толстый кошелек с золотыми монетами.»

Сапоги-скороходы – это метафора процесса развития. Мальчик-с-пальчик вступает в состязание с людоедом, побеждает его и вместе с этим «подрастает». Он забирает у людоеда кошелёк с золотыми монетами – символом его мужества.

 В случае с нашим героем история заканчивается благополучно. Людоед побеждён, кошелёк с золотыми монетами забран, Мальчик-с-пальчик повзрослел и стал мужчиной.

«Мальчик-с-пальчик отправился к королю, и тот принял его к себе на службу гонцом. И Мальчик-с-пальчик заработал немало на королевской службе.»

Несказочная реальность

Зачастую в реальной жизни всё складывается не так, как в сказке. К сожалению, в нашей культуре образ мужчины становится всё более размытым, он включает в себя всё больше «женских качеств». А такая важная и естественная процедура «превращения» мальчика в мужчину, как инициация, практически исчезла. Теперь современным мальчикам непросто обрести мужскую идентичность и следовать по мужскому пути. А формальные признаки мужественности, такие как деньги, усы, борода, не компенсируют внутренней мужественности. Многие мальчики так и остаются повзрослевшими мальчиками, выросшими и окрепшими, но не отделившимися от матери.

Такие мальчики всю жизнь ищут мать в других женщинах. Результатами поисков может стать создание комплементарных браков, оставаясь с матерью навсегда (вариант созависимых отношений). Этот вариант в свою очередь приводит  к алкоголизации мужчин, так и не сумевших воплотить в себе мужскую идентичность.

Следует отметить, что мужчиной не становятся раз и навсегда. Мужская инициация  не может обеспечить звания мужчины на всю жизнь. Необходимо каждый день доказывать, что ты мужчина, совершая мужские поступки.

Что делать? Терапевтические размышления 

Из всего вышеуказанного мы можем сделать вывод о том, что обретение мужественности далеко не простой процесс для мужчины. Что же с этим делать?

В терапии для этого приходиться работать с такими устойчивыми личностными образованиями клиента, как его образ Я, самооценка, что требует немало времени и усилий. И терапевту необходимо сопровождать на этом пути своего клиента. Для меня это работа, требующая большого включения  личности терапевта. И я убежден, что для того, чтобы клиент смог что-то взять для себя из этой терапии, у самого терапевта должно быть то, что он может ему дать.

Как повзрослевшему сыну уходить из родительской семьи?

Красивый образ такого ухода описал один из моих клиентов, который стал результатом его успешной работы  с проблемой его дифференциации от родительской семьи и следования своим мужским путем.

«Я ухожу с котомкой за плечами, в которой находятся дары от моих родителей. Там есть подарок от матери и от отца. Дар отца – признание и принятие во мне, своем сыне мужчины, дар матери – любовь и восхищение мной как взрослым мужчиной и готовность отдать его другой женщине. Я стою на своей дороге, оборачиваюсь, смотрю на родителей с благодарностью. Меня увлекает и манит моя дорога. И я готов по ней идти с радостью и без чувства вины».

Такие дары смогут позволить мужчине легче справляться с жизненными трудностями.

При этом уход от родителей должен сопровождаться благодарностью. Ведь только будучи благодарным своим родителям  можно поддерживать с ними тёплые отношения и возвращаться к ним в гости снова и снова.

С уважением,  Гештальт-терапевт Дмитрий Журкин

Дмитрий Журкин 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход