ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СЕМЬЯ И ДЕТИ

Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей

2016-06-02 Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей
Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей
Многодетная мама Елена Кучеренко о том, почему нужно менять отношение родителей к оценкам.
38 13 70210 02.06.2016   ИСТОЧНИК
Многодетная мама Елена Кучеренко о том, почему нужно менять отношение родителей к оценкам.
Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее.

Первые пару лет всё было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.

Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.

“Варя, это что?” – строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что БОЯЛАСЬ, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! “Ты же сказала, что я должна быть отличницей!”

Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе, понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.

Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату – думать. И плакать.

А думала я о том, что я плохая мать и сделала всё не так. И вспоминала…

Когда Варе было года два, в нашем доме из окна выбросился молодой человек. И погиб. Он был не отсюда. Просто зашел в подъезд, чтобы вот так покончить с собой. Я знала подробности этой истории, потому что работала тогда журналистом и собиралась делать об этом материал. Но в последний момент газета решила не публиковать. Хотя это не важно. Суть в том, что он, отличник и гордость семьи, не поступил в институт и боялся сказать об этом родителям. Предпочел умереть.

“Вот у меня никогда так не будет, – думала я тогда. – Что это за родители такие”.

Да… А Варя плакала, закрашивала тройку и боялась мне о ней сказать…

Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из “дурки” домой. Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его ЛЮБИЛИ.

“И так у меня никогда не будет”, – была уверена я.

А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!

“Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным дипломом. Но самый главный свой экзамен – на умение быть хорошей матерью – она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!”…

Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно исправить. И в первую очередь мне – в себе.

Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала – почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.

Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете, как я ненавидела себя!

Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой делаем это очень неправильно.

Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка. Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так старается угодить, поддержать, облегчить мою “многодетную” жизнь.

Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и всегда буду любить, что бы ни случилось! И что – ну ее, эту “отличницу”. Главное не пятерки. Главное – стараться, делать всё, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.

Я видела, что Варя сначала всё равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя “смена парадигмы” означает, что можно и “подзабить” на учебу, потому что мама “всё осознала” и ей за это ничего не будет.

К четвертому классу, слава Богу, всё выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: “Мама, помнишь, я боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!”

Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё спрашивала: “А если я не сдам, меня не переведут, да?” Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?

А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: “А что, Варя разве не отличница?” “Нет, не отличница!” – ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была счастлива.

Правда, Варя всё это слышала и потом спросила меня: “А что, это очень плохо, что я не отличница?” (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней засела). “Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!”…

В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное – я поняла, что ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас – в маму и папу. А не боялся.

И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.

Помню, в моем классе был мальчик-троечник по всем предметам, кроме математики и чего-то еще… В этом он был гений. Он решал задачи какими-то нереальными им же открытыми методами. За что математичка тоже периодически в воспитательных целях “впаривала” ему тройбаны, но она его обожала. И приводила в пример отличникам. “Вот вы такие умные, всё по программе, всё прилизано, а у него МОЗГИ! Такие мозги! С подподвывертом! А у вас шаг вправо-влево от программы – и всё, потерялись”. Он и поступил легко куда-то в математический.

А помню еще круглого двоечника. Это было в старших классах в Африке, в школе при посольстве. Парень был вообще страшной городской шпаной и “родительским крестом”. Но он “шарил” в технике таааак! Разбирал и собирал по запчастям не только компьютер, но вообще технику любой сложности. К нему обращались за помощью все. Что с ним стало потом, не знаю, мы уехали.

Я знаю точно, что отметки – не показатель. И к ним нужно менять наше, родительское отношение.

Автор: Елена Кучеренко

Что вы об этом думаете?

Вход
Игорь 22.07.2017 11:11
Хорошая и поучительная заметка. Спасибо автору!
Хорошая и поучительная заметка. Спасибо автору!
Ксения 23.07.2017 17:26
Когда я училась в институте на 2 курсе, случилась такая история. Девушка, гордость всех и вся, передовик по всем параметрам, получила красный диплом.... Пришла радостная в общежитие... Залезла под стол и практически съела его... Твердую обложку она грызла, когда ее нашли подруги. Итог - психушка и сломанная жизнь. И тогда я поняла что будет красный диплом у меня или нет не важно, главное знания. И меня в этом всегда поддерживали родители, сможешь - хорошо, не получиться - не страшно. И той же позиции я придерживаюсь в отношении сына.
Когда я училась в институте на 2 курсе, случилась такая история. Девушка, гордость всех и вся, передовик по всем параметрам, получила красный диплом.... Пришла радостная в общежитие... Залезла под стол и практически съела его... Твердую обложку она грызла, когда ее нашли подруги. Итог - психушка и сломанная жизнь. И тогда я поняла что будет красный диплом у меня или нет не важно, главное знания. И меня в этом всегда поддерживали родители, сможешь - хорошо, не получиться - не страшно. И той же позиции я придерживаюсь в отношении сына.
Фариз 23.07.2017 23:13
Отличником можешь не быть,но человеком быть должен!
Отличником можешь не быть,но человеком быть должен!
Владимир 24.07.2017 08:01
гениально у меня все было построено на страхе ужасно но уже ничего не иэменишь мня уродовалл отец а я уродовал своих детей
гениально у меня все было построено на страхе ужасно но уже ничего не иэменишь мня уродовалл отец а я уродовал своих детей
Татьяна 24.07.2017 09:47
Почему же не изменишь? Попросите у своих детей прощения.
Почему же не изменишь? Попросите у своих детей прощения.
Татьяна 24.07.2017 09:27
"Ребенок-это душа, переданная родителям на хранение".
К сожалению, мамы и папы склонны видеть в своих малышах источник удовлетворения собственных амбиций /чтобы не хуже, чем у всех, а желательно лучше/. Мир-это не тюрьма, и родители-не конвоиры. Родители-невротики легко вгоняют в подобное же состояние малыша, а по прошествии десятилетий удивляются холодности и равнодушию детей. Всё верно, за всё придётся платить....
"Ребенок-это душа, переданная родителям на хранение". К сожалению, мамы и папы склонны видеть в своих малышах источник удовлетворения собственных амбиций /чтобы не хуже, чем у всех, а желательно лучше/. Мир-это не тюрьма, и родители-не конвоиры. Родители-невротики легко вгоняют в подобное же состояние малыша, а по прошествии десятилетий удивляются холодности и равнодушию детей. Всё верно, за всё придётся платить....
Irina 25.07.2017 11:48
Татьяна, спасибо огромное! Ваш комментарий очень кстати. Сегодня сын сбежал из лагеря, куда и ехать-то не хотел. До прочтения обдумывала страшные карательные меры. А теперь - я могу предоставить возможности, а он - выбрать из них, что ему по душе
Татьяна, спасибо огромное! Ваш комментарий очень кстати. Сегодня сын сбежал из лагеря, куда и ехать-то не хотел. До прочтения обдумывала страшные карательные меры. А теперь - я могу предоставить возможности, а он - выбрать из них, что ему по душе
Татьяна 26.07.2017 10:43
Ирина, всего доброго Вашей семье!)
Ирина, всего доброго Вашей семье!)
Татьяна 24.07.2017 09:53
От души плюсую! Очень хорошая статья. у самой сын и дочка.
От души плюсую! Очень хорошая статья. у самой сын и дочка.
Ана 25.07.2017 10:34
Меня мать порола за четверки в начальной школе. Теперь у меня мания отличника(из кожи вон лезу, лишь бы бать отличницей). Моей сестре 6 лет. Я её уже жалею.
Меня мать порола за четверки в начальной школе. Теперь у меня мания отличника(из кожи вон лезу, лишь бы бать отличницей). Моей сестре 6 лет. Я её уже жалею.
Светлана 26.07.2017 05:32
К сожалению, родители принимают оценку знаний за оценку личности ребёнка...Конечно, в начальной школе лучше отменить цифровое обозначение качества знаний.
К сожалению, родители принимают оценку знаний за оценку личности ребёнка...Конечно, в начальной школе лучше отменить цифровое обозначение качества знаний.
Димас 26.07.2017 14:45
да есть над чем задумываться
да есть над чем задумываться
Клара 26.07.2017 16:06
Понимаю вас,но на мой взгляд вы сильно занимаетесь самобичеванием.Вы отличная мать.Вы не педагог,не психолог и не психиатр. Ребёнок рос умным и смышленым,и вам казалось,что приводя себя в пример,вы помогаете ей.Если бы вы были плохой мамой,то просто по иному отнеслись к эакрашенной оценке. У нас старший ребёнок училась на четвёрки,но что-то повернулось и щёлкнуло и пошла ,как танк вперёд. Не знаю,как 11 окончит,я не против даже троек. Главное,что ребёнок учится,а не гуляет и обманывает. У нас просто классе в 6-7 был разговор,что в этой жизни надо надеяться только на себя,не надо мечтать,что будет муж ,который всё оплатит или билет попадётся лотерейный. Хочешь,давай сама.Учись и работай.Теперь слышу,как младшего учит,что никто не придёт и ничего не сделает вместо него,только сам. А ещё у нас девиз был придуман в 1 классе-Хочу,Могу,Получится. Дай Бог,чтобы у всех нас ,любящих мам и любимых детей получалось найти ту самую золотую середину!
Понимаю вас,но на мой взгляд вы сильно занимаетесь самобичеванием.Вы отличная мать.Вы не педагог,не психолог и не психиатр. Ребёнок рос умным и смышленым,и вам казалось,что приводя себя в пример,вы помогаете ей.Если бы вы были плохой мамой,то просто по иному отнеслись к эакрашенной оценке. У нас старший ребёнок училась на четвёрки,но что-то повернулось и щёлкнуло и пошла ,как танк вперёд. Не знаю,как 11 окончит,я не против даже троек. Главное,что ребёнок учится,а не гуляет и обманывает. У нас просто классе в 6-7 был разговор,что в этой жизни надо надеяться только на себя,не надо мечтать,что будет муж ,который всё оплатит или билет попадётся лотерейный. Хочешь,давай сама.Учись и работай.Теперь слышу,как младшего учит,что никто не придёт и ничего не сделает вместо него,только сам. А ещё у нас девиз был придуман в 1 классе-Хочу,Могу,Получится. Дай Бог,чтобы у всех нас ,любящих мам и любимых детей получалось найти ту самую золотую середину!
Добавить комментарий
Liwli.ru — открыт
для ваших мыслей!
Сообщество на сайте: 64 894
Сообщество в соцсетях: 422 346
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Вход