ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
ИСТОРИЯ

Как дорога каторжников превратилась в Шоссе Энтузиастов

2020-01-11 Как дорога каторжников превратилась в Шоссе Энтузиастов
Как дорога каторжников превратилась в Шоссе Энтузиастов
В 2019 году исполнилось 100 лет с момента переименования начальной московской части знаменитого Владимирского тракта в Шоссе Энтузиастов.
В 2019 году исполнилось 100 лет с момента переименования начальной московской части знаменитого Владимирского тракта в Шоссе Энтузиастов.

Шоссе Энтузиастов в Москве растянулось на 10,8 км от Рогожской заставы до МКАД. Ряд участков федеральной автодороги М-7 «Волга» в черте подмосковных городов Балашиха и Ногинск носят одноименное название. 

Печально знаменитым Владимирский тракт стал во многом благодаря тому, что именно по нему шли по этапу на сибирскую каторгу, гремя кандалами, тысячи осужденных. Значительную их часть составляли политзаключенные. Именно в их честь в 1919 году предложил переименовать часть «Владимирки» в Шоссе Энтузиастов первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский.  

«Слово «Владимирка» вошло в русский разговорный и литературный лексикон как синоним понятия о безотрадно-мученическом пути на сибирскую каторгу. Здесь, в пыли и унынии, кончался город. Кривая, угрюмая улица лениво всползала на бугор и упиралась в шлагбаум. Полосатое бревно со скрипом ворочалось на ржавом шкворне, пропуская телеги. Дальше, теряясь в Измайловском лесу, простиралась кандальная Владимирка, арестантский тракт из Москвы в Сибирь. На окраине Москвы, у Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы, ссыльные прощались с жёнами.  По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы, её сгорбленные хибарки, кособокие заборы, не просыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с жёнами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов», 

- так воссоздается безотрадная картина прощания со свободной жизнью А. Логиновым и П. Лопатиным в книге «Москва на стройке».  

Об этой дороге страданий слагались стихи:  

«По дорожке большой, что на север идет,  

Что Владимиркой древле зовется,

Цвет России идет, кандалами звенит,

И «Дубинушка» громко поется».  

Среди художников пронзительнее всех передал душевную боль и скорбь передовой России за судьбу всех осужденных, обреченных на медленную смерть в бескрайних снегах Сибири, Исаак Левитан на своем знаменитом полотне «Владимирка».  

                                        

Исаак Левитан. "Владимирка".
          

Многие арестанты считали, что путь этот был тяжелее самой каторги. По установленным сверху нормам каторжники должны были проходить в месяц 500 верст. От Рогожской заставы до места ссылки осуждённые шли не менее трёх лет. 

От Москвы Владимирский тракт пролегал через Богородск, Нижний Новгород, Пермь, через всю Сибирь к мрачным казематам Нерчинска и рудникам Акатуя. Длина его составляла 12 тыс. 212 вёрст (верста равняется нынешним 1066,8 метрам). 

Только в конце XIX века иссяк поток заключенных на этой дороге. Арестантов на другой конец страны стали возить по Транссибирской магистрали поездами.

После революции каторгу отменили, дорогу переименовали, и постепенно, как пишет Алексей Рогачев, посвятивший истории Владимирского тракта целую книгу «Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений», история переименования стала забываться:  

«…название магистрали стало восприниматься новыми поколениями москвичей как дань своим современникам – энтузиастам созидательного труда, смелых инженерных решений, глубоких научных исследований. Этому способствовало и то, что вдоль шоссе разместились десятки ведущих промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, многие из которых стали знаменитыми не только в СССР, но и за его пределами. Нужно отметить и исключительное значение шоссе как важнейшей транспортной артерии, проходящей через восточную часть Московской области. Именно там сосредоточены крупнейшие подмосковные города – промышленные центры, такие как Балашиха, Ногинск, Орехово-Зуево, Ликино-Дулево.  Тем самым переименование бывшего Владимирского шоссе, отразившее как становление Советского государства, так и его развитие, оказалось исключительно красивым и одним из наиболее удачных за всю историю Москвы».  

Однако и по сей день в Москве в парке «Терлецкая Дубрава» сохранился участок древнего Владимирского тракта. Здесь же установлен и мемориальный камень, на котором высечена краткая история дороги. 

                                     Владимирка.

Отдельные участки «Владимирки» уцелели на территории Владимирской области (например, в деревне Старое Семёнково (Петушинский район) сохранились фрагменты ее старого булыжного мощения).  

А весной 2015 года Шоссе Энтузиастов едва опять не превратилось во Владимирский тракт: тогда с инициативой вернуть дороге историческое название выступил патриарх Кирилл. Необходимость очередного переименования мотивировалась тем, что дорога идет к городу Владимиру, который был назван, по одной из версий, в честь Владимира Красное Солнышко. Вопрос о переименовании был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии Правительства Москвы, заседание которой состоялось 11 марта 2015 года. Там было принято решение о проведении по этому вопросу общественных слушаний, на чем процесс и приостановился.

Елена Черта 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 0
Вход
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход