ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
ИСТОРИЯ

Не привитая родовая память

2017-10-27 Не привитая родовая память
Не привитая родовая память
Чем больше открываю для себя наш регион, тем глубже становится мое трепетное отношение к нему, И постоянно хочется писать. Но на выходе не всегда получается именно тот рассказ, который задумывался вначале.
Чем больше открываю для себя наш регион, тем глубже становится мое трепетное отношение к нему, И постоянно хочется писать. Но на выходе не всегда получается именно тот рассказ, который задумывался вначале.

Сочинение статьи начал сразу по возвращению домой из гостей, но работу пришлось отложить. Спустя пару недель после моего пребывания в Бекешевской в руки попалась книга В. Синанова "История станицы Бекешевской в очерках, рассказах, новеллах и легендах". Книга открыла для меня многие трагические ситуации, связанные с историей КМВ, а не прочитав её, возможно я не завершил бы и статью.

Душевные беседы со стариками оставляют особый отпечаток в сердце. Если глубоко взглянуть внутрь сознания, то можно отыскать потребность в общении с предками. Сегодняшняя жизнь разительно отличается от уклада прошлого. Мы оторваны от природы, несмотря на то что часто устраиваем походы и экскурсии. Мы не знаем название трав и деревьев. И многими людьми остро ощущается дискомфорт вдали от цивилизации. Наблюдая за людьми, я часто замечаю, что национальный дух русского человека сейчас находится на очередном пороге разлома, видоизменения. Отжили старые устои, новые еще не укоренились и люди живущие сегодня становятся свидетелями изменения национальных качеств много миллионного народа.  Но ценность нашего времени еще и в том что глядя на стариков из сельской местности, перешагнувших восьмидесяти летний рубеж, можно еще застать живой деревенский русский дух, о котором нынешнее поколение знает по музейным экспонатам и воспоминаниям родителей. И о своих впечатлениях я сегодня немного расскажу…

Бекешевская крайнее западное поселение современного Предгорного района. Станицу основали 21 сентября 1825 года 188 казачьих семей из станицы Александровской (Северной), которую в 1777 году построили казаки-переселенцы Хоперского полка, прибывшие из Новохоперской крепости.

Вероятно, название происходит от казачьего слова «бекет» или «бекеч», русифицированной формы французского слова «пикет», означающего военный пост, отводный караул, небольшую часть войска, выставленную для содержания сторожевых постов.

При укреплении Азово-Моздокской военной линии станица служила важным военным объектом для империи.

Согласно книге В. Синанова в начале ХХ в Бекешевской проживало более 15 тысяч жителей, что в пять раз больше нынешнего населения. Тяжело станице далось установление советской власти. Пожалуй, Бекешевская заплатила самую большую цену на КМВ за расказачивание и установление новой власти. Едва только справились с остатками контр революционеров, началась Великая Отечественная война. Но даже в годы стабильности советского периода население станицы все время сокращалось. Однако, люди живут в Бекешевке и сейчас, строят новые дома, ремонтируют старые и создают семьи. Бекеши, как они сами себя называют, рожают детей чтобы они продолжили развивать родную станицу.

После своего возвращения с моря, я приехал в гости к Богданову Николаю Карповичу и Денисовой Марии Алексеевне. Это родители мужа моей родной тетки. Не приезжал к ним, наверное, лет пять. За это время они состарились и перестали держать большое хозяйство. До сих пор помню случай, когда ночевал у них и проснулся от странного гортанного вопля. Я выглянул в окно, а во дворе стоял Карпыч и что-то громко кричал держа в руках чашку наполненной пшеницей. Оказалось, он зазывал бегающих птиц и вся живность сбегалась на его крик.

Держали они раньше и коров, и лошадей. До 2000-х годов почти в каждом дворе были большие хозяйства, а ныне государство сделало многое чтобы люди перестали его разводить. На всегда в памяти остался жеребец, по кличке Серый. Он был очень стройным, сильным конем и мы в детстве часто катались верхом на нем. В конце огорода расположен фруктовый сад. Там же росла высокая трава, которую скашивали на корм животным. Бабушка Маруся делала удивительный топленый сыр. У неё получался самый вкусный сыр, который я когда-либо пробовал за свои тридцать лет. Помню их ухоженный двор, скирды сена, навесы заполненные рубленными дровами, брички стоящие во дворе.

Их всех животных у них осталась одна маленькая собачка. Её короткая новая, блестящая цепь привязана веревкой к крыше старой будки. Видимо, в конуре жило не одно поколение собак, чему свидетельствуют три настила крыши.

Старики сидели во дворе, поздоровавшись мы присели рядом. Тётя Валя и дядя Петр ездят присматривать за родителями, помогают им, привозят продукты. И сегодня дядька приехал чтобы подстричь Карпыча. Поговорив о жизни, о том как я отдохнул на море, старики рассказали и о своих путешествиях. В их голосах звучало умиротворение, приходящее с опытом жизни. И не так для меня важны места, где доводилось побывать им, сколь ценны анализы пронесенные людским сердцем сквозь толщу лет. Слушая стариков постоянно ловлю себя на мысли что жизнь каждого учит индивидуально и часто человек парой тройкой слов высказывает глубинный смысл, который иной не познает и после прочтения десятков книг.


Рассматривая сараи, огород и клумбы с цветущими розами, я понял одну простую мысль: двор и дом человека – это визуализированное представление его души. И важны в нем не дороговизна и престиж, а уют и удобство для проживания. Сельский быт приобщает людей к огромному количеству дел и обязанностей. С детства каждый деревенский человек набирается навыков, которые пригождаются ему в жизни потом, даже если он переезжает в город. Рождающийся на земле человек не воспринимает себя вне природы. Он понимает если отравил ядом почву, то долго еще ей придется восстанавливаться и не давать урожая. К примеру, нынешнее поколение разводит костры в огородах на голой земле, а раньше люди выносили весь сор из огорода в специальный уголок где и сжигали его. И, это было в крайних случаях, поскольку чаще всего все листья, сорняки бросали на навозную кучу, чтобы все бродило, гнило и переродилось в плодородный перегной. Таких маленьких навыков многие из нас не получили, или же не привили сами себе. Н ускоренные темпы урбанизации стирают родовую память и чтобы хоть как-то сохранить ее и передать другим, стараюсь прислушиваться к пожилым людям. Поговорив с дедом и бабушкой я решил осмотреть их двор изменившийся к настоящему времени.

 Пустынны и сараи, и вольеры для домашней птицы. В курятнике остались только высохший куриный помёт, ставший со временем пылью, и маленькие паруса перьев, полетевшие по полу от ворвавшегося вместе со мной в этот удивительный покой сквозняка. Серые толстые паутины свисают с потолков в тех местах, куда баба Маруся не дотягивается веником. В одном сарае стоит прялка, старые кресла и железная кровать. Здесь же находятся деревянные бочки, в них когда-то засаливали продукты на зиму. В другом сарае сложены лопаты, грабли, мотыги, называемые здесь, как и других казачьих станицах, «сапачками». Лишь отдельно на стене висит острая коса, поскольку косы в селе главные помощницы по двору, в огороде и перед двором. Без них нет порядка. Все зарастает бурьяном, и каждый ими умеет косить траву. Но нынче их сменили триммеры, жужжащие повсюду.

Старики ходят теперь медленно, им тяжело управляться с животиной, поэтому они отказались держать хозяйство. У Карпыча был инсульт, и он иногда не узнает людей. Всю жизнь он проработал чабаном, пас большие отары овец, стада коров, возил молоко. После работы ездил в лес рубить дрова, чтобы хватало на зиму. Он запасался дровами на два дома: себе и сыну. Как представишь, что им приходилось пилить в ручную деревья, сразу становится милым нынешнее время с обилием инструментов. А ведь часто людей одолевает ностальгия по придуманному нашим воображением прошлому. И глядя на простых деревенских стариков понимаешь это явственно. В домах сельских жителей сегодня есть бытовая техника, помогающая по хозяйству. Раньше приходилось делать все своими руками и лопаты и грабли и любой другой инструмент. Стирали руками, часто принося воду домой из реки. Готовили еду на керосинках. Растили детей без помощи тещи и свекрови. У них была нелёгкая жизнь, гораздо тяжелее нашей. Но они справлялись с трудностями и, рассказывая о себе, говорят: «Человека закаляют труд и совесть».

Мой дядя Петр подстриг, а затем и побрил отчима. Карпыч всегда просит стричь его на лысо, чтобы было меньше забот по уходу за собой. Бабушка и дед стараются быть не капризными и не требовательными. Наблюдая, как дядька стрижет, я думал в том числе и о собственной старости. Это в 15 лет жизнь кажется долгой, а в 30 понимаешь: года летят, как поднятые по тревоге истребители.

Нагретый шифер навеса не спасал от летней жары, и, посидев недолго во дворе, мы зашли в старую хату, состоящую из двух комнат в каждой из которых находится печь. Когда-то на одной из них мы спали с двоюродными сестрой и братом. Здесь практически ничего не изменилось. Старый фанерный шифоньер, сундук, скамья, резной деревянный шкаф для хранения посуды, находящийся в углу кухни. На серванте стоит старый, потрескавшийся гипсовый орел, на котором вырезан год 1973. Выбеленные известью стены в детстве меня раздражали, однако, повзрослев, я понял, что на них не заводятся паразиты и разного рода плесень. Турлучные и саманные строения, имеют много преимуществ перед бетонными. Глина удерживает тепло на порядок лучше бетона, когда цена на газ и электричество больно бьет по кошелькам, строительство из глины может стать хорошей альтернативой для возведения стен.

Посреди комнаты стоит стол, и нарезанная спелая дыня пахнет на всю комнату. Сев за стол, мы съели её. Затем, рассматривая фотографии детей и внуков, висящие в деревянных рамах на стенах, я будто проматывал киноленту отдельно взятой семьи.

Глядя на стариков, я увидел в их жизнях судьбу целого народа. Наверное, со стороны мы все выглядим как кирпичики одной большой стены. Уходит вместе с тем поколением деревенский русский дух, русская крестьянская закалка. И в целом все живое напоминание о ХХ веке. Сейчас якобы возвращают утраченные национальные традиции и обряды, но их подменяет лживая информация маргинальных сайтов. Выросшему в большом городе, человеку отыскать настоящий национальный быт достаточно сложно. Модный сетевой национализм, не предлагает изучение многовековых традиций своего народа, а подводит к поиску ответов в книгах, написанных современными псевдоучеными, в которых во главу угла ставится ненависть ко всему что не вписывается в воззрения авторов. Человеку сложно найти точные описания жизни простых русских людей, живущих в наше время. Интернет даёт возможность получать различную информацию, но только вряд ли отыщешь в сети описания быта и уклада жизни деревенских людей. Не приято говорить в обществе об этом. Русский деревенский быт, как и сотни лет назад, остается не открытым и не познанным соотечественниками. Практически никто не ведёт дневников, а блогеры пишут о другом. Фольклористика и этнография переживают не самые лучшие времена.

Но достаточно побывать в сельской местности, посмотреть на привычный быт, послушать обращения людей друг к другу и многое из пережитого ими станет понятным и нам. И хочется чтобы присутствовал национальный дух в нас самих. Многие традиции народа погибают сейчас потому что молодежь их не принимает. И достаточно сложно пробудить в себе желание познавать культуру своего народа, дать толчок самому себе, чтобы воспарил из пепла традиционный уклад жизни. Ведь другим народам удается сохранять свою национальную идентичность наравне с передовыми технологиями современности. Что мешает русским знать свои корни?

Гуляя по двору, я наблюдал за вещами, которые до сих пор выполняют свои функции. Одну калитку подпирает срубленный ствол молоденькой вишни. Железный кованый крючок запирает другую калитку. По двору расставлены чугунки, немного вкопанные в землю. Из них раньше куры пили воду. Глубокий колодец, хранящий подземную, студеную, чистейшую воду, выложен камнями. Над ним расположен железный шатёр и ворот с журавлём. Правда, вёдрами из него не достают уже воду. Стоит электрический мотор, и по шлангу вода поступает в старую хату, где и живут хозяева. Во дворе стоит большой дом с железной крышей и выбитым рисунком на жестяной кровле. Здесь изображены петушки и львы. В прошлом столетии жестяные орнаменты пришли на смену деревянным. Также имеется русская баня, в которой я в детстве несколько раз парился со старшим братом. Старый покосившийся штакетник, веранда, деревянные ставни, подпертые железными затворами, окрашены зеленой краской. Люди любят зеленый цвет, поскольку он символизирует жизнь.

«В зимку зелений цвіт нагадує про літо» - Баба Маруся говорит на бекешевском говоре. Интересно слушать умирающий диалект. С каждым годом становится все меньше носителей наречия, Люди уносят с собой и неповторимую атмосферу уединённой жизни далекой станицы.

Проводив нас за ворота, баба Маруся сказала, что часто стали приезжать в их станицу люди из городов с камерами и фотоаппаратами. Снимают их как живые экспонаты из музея старой России. В диковинку городским жителям стал местный диалект.

 А я подметил, что разделение между жителями КМВ остается только на ментальном уровне. Общаясь с большим количеством людей из региона, радуюсь многообразию культур перемешанных здесь между людьми. Все крупные поселения кавминвод основаны в конце XVIII – начале XIX веков, но менталитет городских жителей разительно отличен от сельских. И долгое время поддерживанию этого разнообразия служили говоры станиц Боргустанской, Бекешевской, села Новоблагодарное, которые до недавнего времени говорили на удивительном сплетении диалектов русского и украинского языков.

С этими мыслями я обернулся к горе Правый Бекет, возвышающемуся над станицей. На котором стоял первый бекешевский казачий редут, охраняющий переселенцев от набегов черкесов, абазинцев, и других местных жителей позапрошлого столетия. На Бекете колышется трава, он молчаливо греется под лучами ласкового Солнца и помнит не один народ живший в этом красивом уголке пастбищного хребта Северного Кавказа, чему свидетельствуют древние курганы. А с вершины виден наш любимый регион Кавминвод, частью которого является станица Бекешевская.

На обратной дороге я все время думал о времени дающему каждому из нас много таких моментов в жизни, когда ты можешь заглянуть в свое будущее сквозь призму наблюдения за другими людьми. Меняются дома, улицы, станицы, города. Вся наша огромная страна за последние 15 лет сильно изменилась. Нельзя жить с оглядкой назад, однако из прошлого всегда нужно вынимать все лучшее, на что можно опираться в настоящем, дабы не повторять ошибки сделанными нашими предками.

26 июля, 25-26 ноября 2015

Владимир Романов 

Что вы об этом думаете?

Вход

Сейчас читают

Лучшее за неделю

Лучшее на liwli.ru

Ещё
Liwli.ru — открыт
для ваших мыслей!
Сообщество на сайте: 80 512
Сообщество в соцсетях: 442 632
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Вход