ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
ИСТОРИЯ

Похоронный обряд станицы Суворовская 2017 год

2017-10-25 Похоронный обряд станицы Суворовская 2017 год
Похоронный обряд станицы Суворовская 2017 год
«Не плачьте вы о них
В томительном бессилии
Желая удержать, когда их час придёт
Поймите, смерти нет.
Они, расправив крылья
Уходят ввысь, в стремительный полет».
Чёрный обелиск – Смерти нет.
«Не плачьте вы о них
В томительном бессилии
Желая удержать, когда их час придёт
Поймите, смерти нет.
Они, расправив крылья
Уходят ввысь, в стремительный полет».
Чёрный обелиск – Смерти нет.

Идея статьи, очерка или документального фильма о проведении похорон пришли давно, ещё когда хоронил родную бабушку по материнской линии в 2009 году. Но тогда я не обращал внимания на многие, казалось бы, мелочи, которые отражают сегодняшнее представление об «уходе в иной мир» умершего. В статье нет оценочного восприятия действий, или вещей, окружающие похороны, но присутствуют личные наблюдения и мысли, рождающиеся при их наблюдении.

Погребальный обряд, завершает жизненный путь каждого человека. Национальные, религиозные, социальные нормы влияют на проведение похорон во всём мире. Бывая в разных поселениях Предгорного района и городах КМВ, мне довелось заметить различия похоронных процессий даже в, казалось бы, единой кавминводской агломерации.

В качестве примера, описываю родную станицу Суворовская. В станице проживает более 30 национальностей из 20 000 жителей. Среди основных национальностей можно отметить русских, греков и армян, которых насчитывается по несколько тысяч, значительно меньше немцев, цыган, украинцев. В последние годы появилось много езидов. В Суворовской проживает Большинство придерживается христианской религии в различных её проявлениях: православие, церковь адвентистов седьмого дня, свидетели Иеговы и пр. Религиозные предпочтения играют значительную роль в проведении обряда похорон. Также сейчас в станице появились мусульмане и язычники.

Когда человек умирает, люди, находящиеся вокруг него, оповещают родных и близких покойного о смерти. Зачастую оповещение родным бурное эмоциональное, с характерными причитаниями, с извечными вопросами о несправедливой судьбе-разлучнице. По возможности родные и друзья бросают свои дела и приезжают, или приходят в дом покойного. Собравшиеся начинают готовить обряд омовения. Приглашается пожилая женщина, не боящаяся покойников, или близкий друг. Обряд омовения выглядит так: человек обтирает тряпкой умершего, читая молитвы. На сегодняшний день, большинство людей не знает молитв и во время омовения начинается скоропостижный поиск молитвослова. Если таковых книг в доме нет, то люди читают молитвы по памяти. Чаще всего это «Отче наш» и ещё пару-тройку коротких молитв, состоящих из одного-двух предложений. В религиозных семьях зажигают свечи, самодельную или покупную лампаду. На стол в комнате, в которой жил покойный ставят фотографию с чёрной лентой в правом нижнем углу, насыпают в стакан или тарелку пшеницу. Ставят стаканы воды и мёда с ложкой. В некоторых семьях ставят алкоголь, если человек при жизни был пристрастен к нему. Считается, что душа будет гневаться, если не будет алкоголя на столе. В течение 40 дней сохраняется нетронутыми вода, мёд, пшеница и постоянно поддерживается «живой» огонь.

Людей, не достигших 61 года, везут в МОРГ для установления причины смерти. Уведомляется МВД и/или «скорая помощь». Государственные службы устанавливают причину смерти. В медицинском учреждении трупы разрезают, затем зашивают, приводят в порядок, обмывают и за дополнительные, платные услуги могут сделать макияж. Выдаётся справка о причине смерти с нею необходимо обратиться в администрацию, которая выдаст справку о смерти, являющейся документов государственного образца.

На сегодняшний день существует большая индустрия ритуальных услуг, которые берут на себя обслуживание, связанное с проведением похорон и поминок. В станице Суворовской существует несколько агентств, предлагающих автобусы, катафалки, гробы, памятники, саваны, иконы, венки, людей, занимающихся выкапыванием могил и последующим их погребением.

На кладбище места платные. Находится множество услуг, за которые приходится платить. Люди и сами способствуют развитию коррупции в этой сфере. Сейчас принято выкупать землю по несколько квадратных метров, чтоб иметь возможность хоронить родственников в одном месте. Обычно это участки 3*3, 3*5, 3*8 метров. Да, это удобно и в уходе за могилами и появляется возможность создать родовое захоронение, которое огораживается забором, чаще всего сделанное из кирпича или железной ограды, внутри воздвигаются большие мраморные памятники и всю прилегающую территорию заливают бетоном или тротуарной плиткой.

После морга человека привозят домой в гробу, купленном в одном из ритуальных агентств. Цена разнится от двух тысяч рублей до стоимости подержанного автомобиля. Принято хоронить на третьи сутки после смерти, однако, часто хоронят и на вторые сутки. В отдельных случаях, особенно в греческих семьях покойного могут не хоронить неделю. Все это время человек находится в морге, «ожидая» собравшихся родственников. Связано это с тем, что многие жители станицы давно стали иностранными гражданами, сумев в 90-е годы выехать в Грецию на заработки и обзавестись гражданством балканской республики. Многие бывшие жители станицы живут в Европе.

В доме и во дворе покойного наводят порядок, убирают лишние вещи, но ничего не выбрасывают вплоть до 40 дней, когда по поверьям людей, душа «уходит» к Богу. Открывают настежь ворота. Для удобства ожидания приходящих людей выносят во двор стулья, скамейки. Во дворе расставляются венки, крест с ФИО и датами рождения и смерти. В доме чаще собираются женщины, а во дворе и перед двором стоят мужчины.

У ног покойного в гробу ставят либо банку, либо тарелку для добровольной денежной помощи семье умершего. Люди кладут в неё деньги, кто сколько может. В греческих и армянских семьях заводится тетрадь и уважаемый в роду человек, принимает деньги, записывая фамилию и сумму, жертвуемую на похороны. Аналогичные записи проводятся и на свадьбах. Также люди могут принести продукты и отдать их родным.

Обязательно на похоронах повязываются платки на правую руку пришедшим людям, которые после погребения можно снять и оставить себе. Считается, что данная традиция зародилась во время разгулявшейся лихорадки в революционном Петербурге и людей, носивших умерших, обвязывали платками.

Ещё остаток языческой традиции сохранился в виде положенной мелочи в карман одежды «на дорогу». Кладётся несколько монет различного наминала. Неосознанно, но греческий бог Харон, перевозивший умерших древних греков через реку Стикс, до сих пор, по всей видимости, переводит православных жителей станицы в Аид, поскольку люди не задумывают над тем0 что в православной традиции отсутствует такой обычай. Среди наслоения различных культур у обывателей искажается представление о родной традиции и люди перенимают устои соседних народностей. В соседних станицах Боргустанской и Бекешевской сохранились «оказаченные» традиции черкеской и абазинской культуры из-за близости проживания.

В последние годы в станице поминки проходят не дома, а в домах торжеств, которые занимаются проведением свадеб, дней рождения и поминок.

У греческой общины не принято расходиться даже ночью, поэтому многие остаются ночевать в доме умершего. Разбиваясь на небольшие компании, люди говорят о жизни, вспоминают случаи жизни с участием покойного, с которым связывает часто общая работа, учёба или различные интересы. В день похорон с утра во дворе многолюдно. Как правило, мужчины занимаются организационными вопросами. К этому времени могила выкопана, взяты в администрации справки о разрешении на захоронение, справка о смерти, справка с которой в последствии можно получить денежную компенсацию на погребение от государства, уведомлена РПЦ. Кто-то из близких едет за священником для отпевания усопшего. Гроб с умершим стоит либо в самой большой комнате дома, либо во дворе. Часто священник приезжает один, но бывают случаи, когда он отпевает с попадьёй. Собравшиеся становятся вокруг гроба, обращённого головой на восток, берут в руки свечи и молятся об умершем. Поп или его помощник зажигают свечи, священник проходит вокруг гроба, с дымящемся кадилом. Затем становится у ног умершего и разложив на столике или табурете Святое писание и молитвослов проводит чин отпевания. Панихида длится около получаса, после которой батюшка предлагает развязать руки и ноги покойному и прощаться с ним. Отпевания в храме проходят значительно реже. После того как священник заканчивает отпевание, родственники собирают потушенные свечи и кладут их в гроб. Священнослужитель уезжает. Люди готовятся к самому драматическому событию – прощанию с домом. Раздаются: крест (строго мужчине), крышка гроба (двоим мужчинам), венки и цветы берут все желающие. Через открытые ворота выносится сначала крест, затем крышка гроба, после неё венки. Гроб поднимают четверо мужчин гроб, стоящий на стульях, или табуретках. У греческой общины гроб поднимается и ставится на место три раза. У русских ударяется три раза в стойку ворот, что символизирует прощание с домом. После выноса гроба через ворота их закрывают, чтоб никто «не ушёл следом» за умершим. Люди выходят через калитку, опасаясь перейти дорогу покойнику. Это означает наступление «чёрной полосы» в жизни перешедшего человека. Часто гроб несут на руках до первого поворота, а родные близкие и соседи следуют пешком. Ранее гробы поднимали на уровень плеч, но сейчас некоторые несут, держа его на уровне опущенных рук. В наше время, далеко от дома покойного не уносят, грузят сразу в катафалк, рассаживаясь по своим автомобилям, и на арендованный автобус, следуют за катафалком до кладбища, перекрывая всё движение в станице.

Улица Шоссейная - единственная магистраль, по которой можно попасть из любой точки станицы на кладбище. Улица является частью федеральной трассы Лермонтов-Черкесск с оживлённым междугородним транспортным потоком. Неудобно проезжать в это время, если по станице проходят две-три поминальные колонны автомобилей. В особенности если хоронят известного человека станицы, то автомобилей в колонне может быть более сотни. К большому сожалению современное общество не задумывается о людях, живущих вокруг. В автомобиле часто находятся один-два человека, хотя можно спокойно взять других людей, чтоб не мешать жителям станицы. Также появилась традиция перекрывать движение по Шоссейной улице при выезде на неё погребальной колонны. Сотрудники ГАИ смотрят на это лояльно.

Людей, состоящих в казачестве, хоронят также, только на некоторые похороны приводят коня, подводят лошадь к гробу, дабы казак мог последний раз ментально «порысачить». Лошадей в станице практически нет. За последние 15 лет их количество сократилось на порядок. Связано это не только с доступностью различной сельхоз техникой (мотоблоки, автоматические копалки и др.), но и с окончательным отходом от гужевого транспорта. Современный быт изменил жизнь сельских жителей.

В греческих семьях сохранена традиция приглашения старушек, поющих песни-страдания, повествующие по сложной судьбе человека. Песни исполняются на турецком языке, на котором говорят греки Предгорного района. В русских семьях ранее также были старушки, именуемые в народе «бабушками», поющие поминальные песнопения, которые были смещены псаломщицами, читающими православные молитвы, в отсутствие пресвитера. Сегодня эту функцию выполняет православный священник из станичного храма. «Плакательница» сидит возле гроба, беспрестанно исполняя песни. Родные слушают их. Песни заставляют задуматься над собственной жизнью и над её быстротечностью. Подобные приглашения исполнителей причитаний восходят к общим корням индоевропейской языковой семье и встречаются практически повсеместно. Однако, с приходом христианства смысловая нагрузка изменилась. Понтийские греки, жившие несколько сотен лет под гнётом Османской империи, переняли много культурных обычаев у турок, персов и грузин, но всё равно не потеряли своей национальной идентичности, которая сегодня возрождается из-за отсутствия довлеющего инструмента идеологической машины государства и социальных норм. Также на мировоззрение современных суворовских греков влияет практически 30-ти летний опыт общения с жителями Греции и Кипра где проживает большое число жителей станицы.

Прощание с покойником происходит на кладбище. Люди подходят к гробу, целуют лоб и икону, находящуюся в руках умершего. После гроб закручивают специальными зажимами, продевают верёвки в ручки и опускают в могилу. Верёвки достают и начинается погребение. Каждый из присутствий должен бросить по три пригоршни земли. Далее засыпается земля лопатами. После земляная насыпь выравнивается. Черенком лопаты на могилке вдавливается крест. У русских ставится крест со стороны ног, у греков, чаще всего со стороны головы, считается, что покойный должен смотреть на Солнце. Затем снимается полотенце с креста и отдаётся мужчине нёсшим крест на кладбище. Последние пару-тройку десятилетий деревянные кресты играют временную роль. Через год-полтора после погребения на могиле устанавливается бетонный или мраморный памятник, в зависимости от материального достатка семьи. Памятники бывают разными, от простого 50-ти см надгробия, до мраморных мавзолеев, с крытыми навесами над выкупленной землёй. Затем на месте деревянного креста появляется мраморное надгробие. Крест кладут под мраморное надгробие в землю. Присутствующие на похоронах люди отправляются на место поминальной трапезы, проходящей в доме торжеств.

Перед входом в помещение люди омывают руки. Раньше для этого выносили большую кастрюлю из которой черпали ковшом воду и мыли руки, затем протирали полотенцем. Нынче моют в раковине. Это является не столько гигиеничным действом, сколько остатком ритуала омовения энергетики умершего.

 Обед состоит из большого количества блюд. Также в пост по желанию родственников умершего накрывается «постный стол», в котором отсутствует пища животного происхождения. В зависимости от поста на столе может присутствовать рыба.

Греческий стол:

Холодные закуски: фрукты, конфеты сыр, ветчина, колбаса, бастурма, солка огурцы, свинушка (маринованный анис обыкновенный), перец - цицака, курица отварная, рыба жаренная, оливки, помидоры, огурцы и зелень

Горячие блюда: отварная говядина, грибы, картошка отварная (соус), плов.

Из напитков можно описать газированные безалкогольные соки. Алкоголь вода, вино, иногда самогон. По сложившейся традиции при входе мужчины покупают водку и ставят её на стол.

Поминальный стол накрывается на количество пришедших людей. Кто-то из уважаемых в роду мужчин, встаёт и говорит об умершем человеке. Часто этот разговор ведётся на турецком диалекте, на котором разговаривают греки станицы.

Русский стол:

Сначала едят кутью, состоящую из риса и плова, иногда в неё добавляют леденцы. Необходимо съесть по три ложки, затем приступают к горячему. Это либо борщ, либо лапша, отваренная в курином бульоне. Ранее подавали на стол борщ, второе, а после лапшу. Теперь подают на выбор либо одно, либо другое. На второе - пюре с говядиной. Холодные блюда практически идентичны с греческим столом. Только алкоголь не ставят на стол приходящие гости, а приобретается за счёт родственников умершего. Также среди адвентистов и свидетелей Иеговы на поминальном столе отсутствует алкоголь. Изредка среди православных также нет алкоголя, но это скорее исключение.

После поминок близкие родственники собираются в доме умершего и наводят порядок. Также одна женщина из родни остаётся дома и моет полы во время погребения. Это символизирует чистоту намерений родни перед умершим и обнуление энергетики умершего.

На следующее утро после похорон родственники везут завтрак покойному. Чаще всего это остатки еды, приготовленные на поминках. Это второе блюдо, нарезка, фрукты и овощи. Напитки, в том числе и алкоголь. Далее посещают умершего на 40 дней, годовщину смерти, день рождения и по сложившейся в Суворовской традиции на Пасху и на Радоницу (родительский день).

За время моего взросления традиции похорон немного меняются, но в целом остаются довольно устойчивы ещё языческие суеверия, которые кочуют от дедов к внукам через заложенные семейные традиции. До сих пор есть желание снять документальный этнографический фильм о похоронах, чтобы запечатлеть обрядовость сегодняшнего дня для потомков.

Во время написания статьи мне пришлось обзвонить несколько наших домов торжеств для ознакомления меню для поминок, но никто не предоставил мне сведений, посчитав меня шпионом конкурентов. Пришлось проводить опросы среди знакомых, которым доводилось хоронить в этом году родных.



12-28 сентября 2017

#Владимир_Романов

Владимир Романов 

Что вы об этом думаете?

Вход
Вход