ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СТИЛЬ ЖИЗНИ

«А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»

2017-07-17 «А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»
«А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»
Раньше бабы в поле рожали. И над детьми никто не трясся - ничего, вырастали у матерей десятками. И о разводе никто не думал, были крепкие деревенские семьи. А сейчас беспредел и безобразие, с плохой экологией и стрессами... вернуть бы прошлое. Слышали такие мысли? А давайте посмотрим правде в глаза.

16 38 47528 17.07.2017  
Раньше бабы в поле рожали. И над детьми никто не трясся - ничего, вырастали у матерей десятками. И о разводе никто не думал, были крепкие деревенские семьи. А сейчас беспредел и безобразие, с плохой экологией и стрессами... вернуть бы прошлое. Слышали такие мысли? А давайте посмотрим правде в глаза.

Иллюстрация: Константин Юон
Да, раньше не было рака. Потому что его не диагностировали. Человек умирал, и все.

Не было проблем с аллергией на прививки. Дети умирали от дифтерии пачками, и все.

Не было проблем с контрацепцией. Люди просто рожали и выносили детей на мороз, морили голодом.

После открытия Америки половина Европы вымерла от сифилиса, а половина индейцев — от гриппа. В Англии во времена Генриха, того самого, что с Анной Болейн, простой грипп выкосил половину Лондона.

Не было проблем с сильными женщинами. У женщин просто не было паспортов, прав, возможностей, их избивали и насиловали — и это не считалось проблемой или преступлением. И никакой проблемы с оргазмами не было — не было оргазмов.

И с внематочными беременностями и постродовой депрессией проблем не было. Внематочная беременность (или замершая) была только одна. Женщина умирала — и все. И депрессии у женщин не было. Была тяжелая работа. Те, кто не умирал от родов, в сорок чаще всего были с опущением матки — от постоянной тяжелой работы. Бандажей тоже не было.

Всем, кто хочет красивых платьев и балов, рекомендую читать мемуары Екатерины Второй. Да-да, жены наследника престола, а затем — императрицы. Там про ветряную оспу, женские проблемы, трудности быта и многое другое у знати. Да-да, у тех людей, которые обладали всеми благами той цивилизации. У меня в процессе чтения было впечатление, что я сейчас живу не просто роскошнее, а во много раз роскошнее императрицы.

Моя прабабка и первая жена моего деда умерли в родах, половина братьев и сестер моего отца умерли от инфекций, которые сейчас кажутся сказочными страшилками.

И это не глухое средневековье, а двадцатый век. Ну и, вообще, кому хочется острых ощущений — можно взять в библиотеке женскую энциклопедию восьмидесятых и почитать про женскую гигиену.

Да что там — сто лет назад мои легкие роды убили бы либо меня, либо дочь. Просто потому, что легкими они были благодаря медицине.

Когда меня спрашивают, в каком времени я хотела бы жить, ответ — сейчас. Я не знаю, что будет в будущем, но сейчас у меня есть джинсы, кроссовки, дезодорант, моя личная недвижимость, загранпаспорт, контактные линзы, средства гигиены и контрацепции, возможность работать и учиться в любой стране. Я могу развестись просто потому, что не хочу жить с этим человеком. Я могу водить машину. Я могу купить травмат или шокер, а также научиться драться, чтобы защищать себя и своих близких, и, да, есть шанс, что за превышение самообороны меня посадят. Зато не закидают камнями и не сбросят со скалы как опозоренную.

В этом обществе еще куча проблем, но по сравнению с тем, что было, это офигенно.

И желающие отмотать назад просто не понимают, куда они попадут.

Я понимаю. И я знаю, какая титаническая работа была проделана, чтобы сделать хотя бы то, что есть сейчас.

И я счастлива жить здесь и сейчас.

Автор: Адриана Имж, отрывок из блога

Что вы об этом думаете?

Вход
Nadezhda 17.07.2017 15:33
Согласна полностью с автором.Моя бабушка родила 16 детей.Жила в деревне в Сибири.Больницы не было...дети рождались и умирали.Из 16 детей осталось 7.Один из них -Александр-погиб на войне. И я как и автор-счастлива жить
здесь и сейчас!
Согласна полностью с автором.Моя бабушка родила 16 детей.Жила в деревне в Сибири.Больницы не было...дети рождались и умирали.Из 16 детей осталось 7.Один из них -Александр-погиб на войне. И я как и автор-счастлива жить здесь и сейчас!
Лариса 18.07.2017 00:59
В точку сказано
В точку сказано
Юлия 18.07.2017 01:53
Прабабушка мужа родила 10, выжили 2.
Прабабушка мужа родила 10, выжили 2.
Ольга 18.07.2017 06:22
Верно! "Лапша" про замечательную жизнь и рассвет начала того столетия на ушах не держится. Лапти и неграмотность и отсутствие медицины, как таковой, уже проходили.
Верно! "Лапша" про замечательную жизнь и рассвет начала того столетия на ушах не держится. Лапти и неграмотность и отсутствие медицины, как таковой, уже проходили.
Галина 18.07.2017 07:16
Моя мать родилась в Коканде сентябрь 41г. Бабушка работала в сельском училище и ее уважали: отпускали с полевых работ сбегать покормить месячную дочь... Мать родила меня в октябре 71 тоже работая преподавателем и через пол года перед ней встала дилема: как вести уроки с вечно болеющим ребенком на руках... 96 - врачи дали мне добро на кесарево: уснула - проснулась - через сутки сына принесли... у нас было мало денег и старый съемный дом без удобств, но была уверенность, что мне помогут случись что... Люди, это сказка.
Моя мать родилась в Коканде сентябрь 41г. Бабушка работала в сельском училище и ее уважали: отпускали с полевых работ сбегать покормить месячную дочь... Мать родила меня в октябре 71 тоже работая преподавателем и через пол года перед ней встала дилема: как вести уроки с вечно болеющим ребенком на руках... 96 - врачи дали мне добро на кесарево: уснула - проснулась - через сутки сына принесли... у нас было мало денег и старый съемный дом без удобств, но была уверенность, что мне помогут случись что... Люди, это сказка.
Михаил 18.07.2017 07:31
Рака не было,буквально 30лет назад.А сейчас ,сплошь и рядом кто то болеет или умирает.
Рака не было,буквально 30лет назад.А сейчас ,сплошь и рядом кто то болеет или умирает.
Oxana 18.07.2017 11:44
извините Михаил, но что за бред вы пишите? не было рака 30 лет назад? давайте подсчитаем.. сейчас 2017 год, 30 лет назад- это 1987 год..мой родной дед Панченко Федор умер в его 72 года от рака в 1981 году в краснодарском крае...лечился о этого несколько лет-но безуспешно...
извините Михаил, но что за бред вы пишите? не было рака 30 лет назад? давайте подсчитаем.. сейчас 2017 год, 30 лет назад- это 1987 год..мой родной дед Панченко Федор умер в его 72 года от рака в 1981 году в краснодарском крае...лечился о этого несколько лет-но безуспешно...
Olha 19.07.2017 12:33
Та що Ви кажете?! А мій дідусь помер у 1974 року.
Та що Ви кажете?! А мій дідусь помер у 1974 року.
Ирина 21.07.2017 15:35
был.просто вы не связаны с медициной.онкологические центры были
был.просто вы не связаны с медициной.онкологические центры были
Natalia 18.07.2017 07:58
Может быть когда-то русские женщины были розовощекие, кровь с молоком, но мне лично откатиться назад в прошлое не хочется. Жизнь движется вперед и нужно не отставать от неё.
Может быть когда-то русские женщины были розовощекие, кровь с молоком, но мне лично откатиться назад в прошлое не хочется. Жизнь движется вперед и нужно не отставать от неё.
Марина 18.07.2017 08:21
Какая чушь про рак! Рак был всегда и везде. Но еще 30 лет назад об этой болезни СТЕСНЯЛИСЬ говорить вслух, еще совсем недавно люди с онкологией чувствовали себя изгоями. Какое счастье, что умирать придется, все равно, от чего, в 21, а не в 20 веке!
Какая чушь про рак! Рак был всегда и везде. Но еще 30 лет назад об этой болезни СТЕСНЯЛИСЬ говорить вслух, еще совсем недавно люди с онкологией чувствовали себя изгоями. Какое счастье, что умирать придется, все равно, от чего, в 21, а не в 20 веке!
Нео 18.07.2017 09:54
Насчет того, что "раньше бабы в поле рожали", это быдловатое выражение особей мужского пола, которые в настоящее время ничего тяжелее стакана с водкой в руке не держали, но любят спьяну порассуждать насчет того, что Рассея уже не та, бабы уже не те, погода не та и проч., и проч. Автор права - сейчас даже не очень богатая женщина вправе рассчитывать на медицинскую помощь, уколы красоты и новое платье. ))) Да здравствует 21 век! Спасибо Автору.
Насчет того, что "раньше бабы в поле рожали", это быдловатое выражение особей мужского пола, которые в настоящее время ничего тяжелее стакана с водкой в руке не держали, но любят спьяну порассуждать насчет того, что Рассея уже не та, бабы уже не те, погода не та и проч., и проч. Автор права - сейчас даже не очень богатая женщина вправе рассчитывать на медицинскую помощь, уколы красоты и новое платье. ))) Да здравствует 21 век! Спасибо Автору.
Ирина 21.07.2017 15:37
ха-ха.мужики тоже не те.
ха-ха.мужики тоже не те.
Юлия 18.07.2017 10:12
Согласна на сто процентов! Мы должны развиваться, а не деградировать.
Согласна на сто процентов! Мы должны развиваться, а не деградировать.
Tatyana 18.07.2017 10:19
Раньше бабы в поле рожали-об этом говорят только мужчины, и только они хотоли бы вернуть домострой. Здорово же -женщина-рабыня...
Раньше бабы в поле рожали-об этом говорят только мужчины, и только они хотоли бы вернуть домострой. Здорово же -женщина-рабыня...
Колесникова 19.07.2017 10:56
особенно скверно то что мужики говорят об абортах уж чья бы корова мычала
особенно скверно то что мужики говорят об абортах уж чья бы корова мычала
Ирина 22.07.2017 04:38
Согласна с Вами! Мужики же и про супружеский долг вопят!
Согласна с Вами! Мужики же и про супружеский долг вопят!
Полина 18.07.2017 10:25
Мне комфортно в своем времени но люди в 22 веке будут с ужасом оглядываться в 21 век Которые выживут и будут более менее адыкватными потому что благодаря медицине дефектные гены будут передаваться из поколения в поколение множась и обретая новые формы разрушая и без того хрупкий генофонд человечества
Мне комфортно в своем времени но люди в 22 веке будут с ужасом оглядываться в 21 век Которые выживут и будут более менее адыкватными потому что благодаря медицине дефектные гены будут передаваться из поколения в поколение множась и обретая новые формы разрушая и без того хрупкий генофонд человечества
Татьяна 18.07.2017 23:39
это дети ЭКО-врачебная статистика-болезни у них вылезают после 10лет
это дети ЭКО-врачебная статистика-болезни у них вылезают после 10лет
Арина 21.07.2017 23:19
какая глупость! Вы, знаете, как раньше пособие в родах оказывали? А то, что разрывы не зашивали от слова "совсем", большая часть женщин умирала от кровотечений и заражения крови! Дефектные гены!!!
какая глупость! Вы, знаете, как раньше пособие в родах оказывали? А то, что разрывы не зашивали от слова "совсем", большая часть женщин умирала от кровотечений и заражения крови! Дефектные гены!!!
Marina 18.07.2017 11:17
Ага. Конечно. В поле. А есть еще и другая точка зрения. «Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно — сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно.

НА САМОМ ДЕЛЕ

История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности — ни слова…

Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «… в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать „уроков“, отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа». Цитата из брошюры «Самоврачевание русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»).

Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И — на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы…

Современная медицина одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА

На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия — повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.

В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего…» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться.

Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.

У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе…

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.

Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад — тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно — преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. «Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог
Ага. Конечно. В поле. А есть еще и другая точка зрения. «Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно — сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно. НА САМОМ ДЕЛЕ История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности — ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «… в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости». Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать „уроков“, отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа». Цитата из брошюры «Самоврачевание русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться». Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И — на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы… Современная медицина одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия — повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме. В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего…» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться. Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения. У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе… ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело. Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад — тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно — преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. «Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления. Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог
Oxana 18.07.2017 11:54
ага...раньше бабы в поле рожали и ничего..действительно ничего..ничего хорошего.. из 10-ти детей дай Бог чтоб 5 выживали. и сама женщина в 40-50 помирала от последствий тяжелой работы и многократных родов! раньше и мужики в полях сами пахали..и тоже ничего! современные мучины, сьездите как хоть на 1 день в любой совхоз и помашите там от зари до зари серпом и косой...да заточите сперва ту косу сами...да потягайте потом снопы тог сена в скирды складывать...посмотрю я на вас....это вам не в спортзалах на беговых дорожках рекорды ставить, чтоб потом их в саунах обсуждать....моя бабушка жила в деревне, и я у нее тусовалась все лето каждый год...я видела какой это тяжелый труд, и до ближайшего врача обычно 20 км...
ага...раньше бабы в поле рожали и ничего..действительно ничего..ничего хорошего.. из 10-ти детей дай Бог чтоб 5 выживали. и сама женщина в 40-50 помирала от последствий тяжелой работы и многократных родов! раньше и мужики в полях сами пахали..и тоже ничего! современные мучины, сьездите как хоть на 1 день в любой совхоз и помашите там от зари до зари серпом и косой...да заточите сперва ту косу сами...да потягайте потом снопы тог сена в скирды складывать...посмотрю я на вас....это вам не в спортзалах на беговых дорожках рекорды ставить, чтоб потом их в саунах обсуждать....моя бабушка жила в деревне, и я у нее тусовалась все лето каждый год...я видела какой это тяжелый труд, и до ближайшего врача обычно 20 км...
Татьяна 18.07.2017 23:41
на стройке тоже не легко в наше время.не легче,чем серпом махать
на стройке тоже не легко в наше время.не легче,чем серпом махать
Elena 18.07.2017 18:12
Здесь и сейчас хорошо,когда нет войны,болезней и голода. Лично у нас нет-но где-то - совсем совсем рядом-есть. И реальные люди есть - которые всё это затеяли . Можно ,конечно, делать вид,что "всё супер"- успокоиться и наслаждаться жизнью.
Здесь и сейчас хорошо,когда нет войны,болезней и голода. Лично у нас нет-но где-то - совсем совсем рядом-есть. И реальные люди есть - которые всё это затеяли . Можно ,конечно, делать вид,что "всё супер"- успокоиться и наслаждаться жизнью.
Ольга 18.07.2017 20:44
мне еще нравится, когда говорят: "мужчины же умнее. вот назови мне хоть одну женщину - ученого" (Мария Кюри правильный ответ) Раньше женщин на службы, на умственную работу в принципе не брали. максимум сиделка-медсестра. это потолок карьеры. даже не врач. врачи только мужчины. какая наука? как могла в таком обществе себя женщина проявить? даже в литературу не так давно вошли женщины. просто общество было так устроено. глупо таким аргументом доказывать превосходство мужчины по уму.
мне еще нравится, когда говорят: "мужчины же умнее. вот назови мне хоть одну женщину - ученого" (Мария Кюри правильный ответ) Раньше женщин на службы, на умственную работу в принципе не брали. максимум сиделка-медсестра. это потолок карьеры. даже не врач. врачи только мужчины. какая наука? как могла в таком обществе себя женщина проявить? даже в литературу не так давно вошли женщины. просто общество было так устроено. глупо таким аргументом доказывать превосходство мужчины по уму.
Колесникова 19.07.2017 10:53
На 100% согласна
На 100% согласна
Сергей 19.07.2017 12:51
мужчин здесь по определению не бывает? да я согласен с автором..Я только не согласен с некоторыми феминистками эгоистического плана которые счастливы жить в наше время только потому что им делать нихрена не надо..И детей рожать и воспитывать тоже не надо..И они такие счастливые ..с уколами красоты ..А то что дети не умирают ..Ну так и вообще нафиг они нужны..эти дети..Из 16 осталось 7 ? А у меня вообще ни одного..Зато я с макияжем..в джинсах..развелась..и порхаю дальше по жизни..
мужчин здесь по определению не бывает? да я согласен с автором..Я только не согласен с некоторыми феминистками эгоистического плана которые счастливы жить в наше время только потому что им делать нихрена не надо..И детей рожать и воспитывать тоже не надо..И они такие счастливые ..с уколами красоты ..А то что дети не умирают ..Ну так и вообще нафиг они нужны..эти дети..Из 16 осталось 7 ? А у меня вообще ни одного..Зато я с макияжем..в джинсах..развелась..и порхаю дальше по жизни..
Ольга 21.07.2017 17:31
"ни хрена" пишется раздельно.
"ни хрена" пишется раздельно.
Alexey 19.07.2017 20:13
Автор этого сочинения не просто отражает современный эгоистический взгляд на жизнь - жить для себя, чтобы получать удовольствия, но и пытается оправдать такую точку зрения аргументами из тяжкого прошлого. Так бывает, когда люди весь смысл своей жизни видят только в достижении сиюминутного личного благополучия. Я подчеркиваю - "личного" благополучия - это когда на остальных наплевать. У меня, например, кусок хлеба застревает в горле, если рядом какая-нибудь старуха роется в помойке ( как это я видел в Москве в 90-х)...
Моя бабушка прожила 100 лет, родила 11 детей (одна девочка умерла в младенческом возрасте из-за недосмотра). Умирала со спокойной совестью: в воскресенье ей стало хуже, частично отнялась правая рука и она попросила дочь (это была моя т.Сима), чтобы все в среду собрались к ним в дом. На вопрос "зачем", ответила: "Помирать буду". На все упреки типа"бабка, ты что с ума сошла?" твердо стояла на своем. В среду все собрались и она умерла...
P.S. И мы все тоже там будем, только вот будет ли кто-нибудь рядом с нами в наш последний час и с какой совестью умирать будем...
Автор этого сочинения не просто отражает современный эгоистический взгляд на жизнь - жить для себя, чтобы получать удовольствия, но и пытается оправдать такую точку зрения аргументами из тяжкого прошлого. Так бывает, когда люди весь смысл своей жизни видят только в достижении сиюминутного личного благополучия. Я подчеркиваю - "личного" благополучия - это когда на остальных наплевать. У меня, например, кусок хлеба застревает в горле, если рядом какая-нибудь старуха роется в помойке ( как это я видел в Москве в 90-х)... Моя бабушка прожила 100 лет, родила 11 детей (одна девочка умерла в младенческом возрасте из-за недосмотра). Умирала со спокойной совестью: в воскресенье ей стало хуже, частично отнялась правая рука и она попросила дочь (это была моя т.Сима), чтобы все в среду собрались к ним в дом. На вопрос "зачем", ответила: "Помирать буду". На все упреки типа"бабка, ты что с ума сошла?" твердо стояла на своем. В среду все собрались и она умерла... P.S. И мы все тоже там будем, только вот будет ли кто-нибудь рядом с нами в наш последний час и с какой совестью умирать будем...
Марина 20.07.2017 16:15
Я бы вряд ли смогла умирать со спокойной совестью, если бы мой ребенок умер в младенческом возрасте из-за недосмотра. Уж простите...
Я бы вряд ли смогла умирать со спокойной совестью, если бы мой ребенок умер в младенческом возрасте из-за недосмотра. Уж простите...
Ольга 21.07.2017 17:32
чтоб кусок не застревал, поделитесь им с этой бабкой!
чтоб кусок не застревал, поделитесь им с этой бабкой!
Alexey 19.07.2017 20:21
Ещё вот что хочу сказать, После написанного мной комментария, почитал другие и чтобы выразить свое отношение к прочитанному стал кликать на "+" и "-", и что странно, там, где ставлю минусы все равно увеличивается количество плюсов. Видимо авторы ресурса проводят вполне определенную политику по снижению рождаемости в России, чтобы всем казалось, что эгоистическая потребительская позиция автора имеет поддержку большинства.
Ещё вот что хочу сказать, После написанного мной комментария, почитал другие и чтобы выразить свое отношение к прочитанному стал кликать на "+" и "-", и что странно, там, где ставлю минусы все равно увеличивается количество плюсов. Видимо авторы ресурса проводят вполне определенную политику по снижению рождаемости в России, чтобы всем казалось, что эгоистическая потребительская позиция автора имеет поддержку большинства.
Марина 20.07.2017 16:07
Нежелание автора возвращаться в безграмотное, дикое прошлое - это эгоистическая потребительская позиция? Мне не наплевать на свою семью, на свое будущее и будущее своих детей и не только своих (есть приемный ребенок) и если сегодня кто-то роется в помойке в поисках еды, то исключительно по своей инициативе (алкоголизм и т.д.), сейчас люди не умирают с голоду (как в лихие 90-е), сейчас каждый способен прокормить себя и своих детей. Каждый нормальный человек хочет благополучия для себя и своей семьи и благополучие - это не только материальные, потребительские ценности. Вот вас чье будущее больше волнует ваших внуков или вашего соседа. Уверенна, что внуков, но это не означает, что вы не можете испытывать чувства жалости и сострадания к другим людям. Так же как каждая женщина предпочтет рожать детей в хороших условиях, под присмотров медиков, инстинктивно защищая свое потомство. В чем потребительский эгоизм?
Нежелание автора возвращаться в безграмотное, дикое прошлое - это эгоистическая потребительская позиция? Мне не наплевать на свою семью, на свое будущее и будущее своих детей и не только своих (есть приемный ребенок) и если сегодня кто-то роется в помойке в поисках еды, то исключительно по своей инициативе (алкоголизм и т.д.), сейчас люди не умирают с голоду (как в лихие 90-е), сейчас каждый способен прокормить себя и своих детей. Каждый нормальный человек хочет благополучия для себя и своей семьи и благополучие - это не только материальные, потребительские ценности. Вот вас чье будущее больше волнует ваших внуков или вашего соседа. Уверенна, что внуков, но это не означает, что вы не можете испытывать чувства жалости и сострадания к другим людям. Так же как каждая женщина предпочтет рожать детей в хороших условиях, под присмотров медиков, инстинктивно защищая свое потомство. В чем потребительский эгоизм?
Ирина 21.07.2017 15:41
может быть вам самому кого-нибудь родить.а то все на женщин надеетесь
может быть вам самому кого-нибудь родить.а то все на женщин надеетесь
Konstantin 20.07.2017 09:05
конечно современные блага для выживания великое благо...но плохо что вытянутые медициной дают такое же больное потомство...выход только один...ограничение по рождению детей у тех что велик риск родить нездоровых детей при помощи искуственной стерилизации...
конечно современные блага для выживания великое благо...но плохо что вытянутые медициной дают такое же больное потомство...выход только один...ограничение по рождению детей у тех что велик риск родить нездоровых детей при помощи искуственной стерилизации...
Арина 21.07.2017 23:46
вы, правда уверены, что раньше не было больных генетически детей? А умирали они в младенчестве и младшем возрасте исключительно из-за эгоизма? И по-вашему, если женщина не умерла в родах, потому что ей сделали кесарево, то это только потому что у нее дефектные гены? Вы, можете, наконец, понять, что роды для женщины и ребенка сродни "русской рулетке" и вопрос генов тут дело десятое. Да, с помощью медицины смерть в родах стала более редким явлением, да, с помощью медицины может родить в большей вариабельности даже бесплодная. Раньше ЭКО не было, были рабыни или монастырь, видимо для вас это хорошая альтернатива... И вы уверены, что сами не являетесь носителем дефектных генов? Так с чего взяли, что имеете право быть вершителем чужих жизней? Бетховен страдал серьезным заболеванием, но однако он был очень талантлив, может хватит уже фашизм в массы толкать? Достаточно уже!
вы, правда уверены, что раньше не было больных генетически детей? А умирали они в младенчестве и младшем возрасте исключительно из-за эгоизма? И по-вашему, если женщина не умерла в родах, потому что ей сделали кесарево, то это только потому что у нее дефектные гены? Вы, можете, наконец, понять, что роды для женщины и ребенка сродни "русской рулетке" и вопрос генов тут дело десятое. Да, с помощью медицины смерть в родах стала более редким явлением, да, с помощью медицины может родить в большей вариабельности даже бесплодная. Раньше ЭКО не было, были рабыни или монастырь, видимо для вас это хорошая альтернатива... И вы уверены, что сами не являетесь носителем дефектных генов? Так с чего взяли, что имеете право быть вершителем чужих жизней? Бетховен страдал серьезным заболеванием, но однако он был очень талантлив, может хватит уже фашизм в массы толкать? Достаточно уже!
Вадим 22.07.2017 07:26
Жить надо сейчас. И по возможности радоваться всему хорошему. Не бывает вчера и завтра. Это лишь наша память - мечты. Ведь и вправду говорят счастлив тот человек кто в мире с самим собой. Хотя честно у меня не получается так. Каждое время хорошо и плохо в равной степени. Но одно точно и безусловно - не всё зависит от самого человека. Еще и от тех кто его окружает.
Жить надо сейчас. И по возможности радоваться всему хорошему. Не бывает вчера и завтра. Это лишь наша память - мечты. Ведь и вправду говорят счастлив тот человек кто в мире с самим собой. Хотя честно у меня не получается так. Каждое время хорошо и плохо в равной степени. Но одно точно и безусловно - не всё зависит от самого человека. Еще и от тех кто его окружает.
Добавить комментарий
Liwli.ru — открыт
для ваших мыслей!
Сообщество на сайте: 56 300
Сообщество в соцсетях: 374 907
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Вход