ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
СТИЛЬ ЖИЗНИ

Как наше слово отзовётся?

2018-04-20 Как наше слово отзовётся?
Как наше слово отзовётся?
Из серии "Былое и думы" (прости меня, Герцен!)
2 45 2407 20.04.2018
Из серии "Былое и думы" (прости меня, Герцен!)

Давным-давно, в прошлом веке я старательно училась в английской спецшколе. Школа была старого образца (при царе Горохе - гимназия), с традициями, и с нас там драли семь шкур не только за английский, но и за все остальные предметы. Многие наши выпускники легко поступали в физтех и прочие элитные учебные заведения. Родители посообразительней после восьмого класса переводили своих не дотягивающих чад в обычные школы, и те из троечников мгновенно становились отличниками и получали соответствующие аттестаты.

Почему-то из нашего класса только я одна настолько обожала английский, что решила сделать его своей профессией, причём исключительно из чистой и бескорыстной любви. Если помните, страна в те годы куковала за железным занавесом, и ничего, кроме преподавания в школе мне не светило. В школу мне не хотелось, но такая перспектива меня всё же не пугала: главное – ввязаться. При этом я была наивная идиотка и решила поступать в МГИМО – это при наличии отсутствия связей и денег,  да ещё в год московской Олимпиады!

Мои родители, видя боевой настрой дочери, решили взять мне репетитора по английскому.  Почему-то подрядили преподавателя из моей же школы, о которой шла слава интеллигентнейшего человека и прекрасного специалиста (у меня она не вела). Звали её Жанна Иванна, и причёска у неё была а-ля Жанна д’Арк. Лет сорока, высокая, худая, одинокая, жила с мамой и котом. Кот, конечно, к делу не относится.

Однако ничего у нас не получилось. После «прослушивания» вашей покорной слуги Жанна Иванна вздохнула и сообщила, что про МГИМО мне лучше забыть, да и в университет я, скорее всего, с моими данными тоже не поступлю. Заниматься она со мной не будет, потому что ничего из меня всё равно не выйдет – ну очень сырой материал,  да и способностей особенных она не видит. Мне на тот момент было лет шестнадцать, и такой приговор, да ещё из уст высочайшего авторитета (как мне казалось), меня сильно подкосил. Ладно, думаю, в МГИМО не пойду, но в университет всё равно ткнусь – куда же мне ещё деваться?

Параллельным курсом развивалась драма с русским языком и литературой. С грамотностью у меня всё было хорошо, но за содержание сочинений моя учительница никогда не ставила мне пятёрки. Я её спросила, почему, а она в ответ: «Ну ты как-то очень легко, без усилия пишешь». Однако...В общем, как хочешь, так и понимай.  

Министерство образования в год моего выпуска проводило так называемый «эксперимент»: при хорошем аттестате вместо четырёх вступительных экзаменов можно было сдавать два: английский и сочинение. В результате общих усилий моих наставников я поплелась на экзамены в полном осознании своих несовершенств в обеих необходимых для успешного поступления категориях.

К моему вящему удивлению английский я сдала буквально левой ногой на пятёрку, что меня несколько приободрило. Если за сочинения поставят «четыре», то я поступаю, а если тройку – то придётся сдавать историю и литературу. И вот, граждане дорогие, из ста пятидесяти абитуриентов моего потока я единственная написала сочинение на отлично. Отпрыгавшись, я помчалась в школу и мстительно сунула в нос Жанне Иванне и «русичке» свои пятёрки. Первая только хмыкнула, а вторая изрекла: «Вот видишь, как хорошо я тебя натренировала. Специально ставила четвёрки, чтобы ты крылышки не складывала!». Она, кстати, тоже была одинокая, и, по-моему, даже без кота. Конечно, пара учителей - не очень репрезентативная выборка, но какая-то зависимость всё же просматривается.

Потом я много раз наблюдала этот процесс насильного  рассправления крылышек в своей второй профессиональной ипостаси – реанимационной  медсестры - и даже диссертацию собиралась писать на тему внутрипрофессионального абьюза (не собралась). Опытные медсёстры прямо поедом едят начинающих, и видно, что наслаждаются процессом. Но это уже другая история.

Ну вот, спросите вы, а в чём же мораль сей басни? Морали нет, а есть вопрос: может, это только мне так не повезло с наставниками, а сейчас и время другое, и учителя иные? И почему людям даже с небольшой толикой власти так часто хочется упиваться ею и унижать тех, кто от них зависит?

Большая Медведица 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 45
Вход
Михаил ∙ 20.04 19:59 ∙ #
второе чувство у человека( после утоления голода), чувство значимости)))
второе чувство у человека( после утоления голода), чувство значимости)))
Лёка ∙ 20.04 22:49 ∙ #
Медведица, есть, конечно, такое явление. Но мне подумалось другое. Стимулы у людей для роста разные. Одного окрыляет похвала, другого критика заставляет упереться и идти вперед. И по идеи талантливый педагог чувствует что именно заставит двигаться вперед. Может Вам именно критика была нужна? Как думаете?
Написано хорошо, я прям зачиталась, свое всромнила. ))))
Медведица, есть, конечно, такое явление. Но мне подумалось другое. Стимулы у людей для роста разные. Одного окрыляет похвала, другого критика заставляет упереться и идти вперед. И по идеи талантливый педагог чувствует что именно заставит двигаться вперед. Может Вам именно критика была нужна? Как думаете? Написано хорошо, я прям зачиталась, свое всромнила. ))))
Большая
21.04 03:21 ∙ #
Нет, Лёка, это я сейчас такая разухабистая, а в юности была - комплекс на комлексе, и комплексом погоняет. Мне нужна была как раз поддержка. Я смотрю на своих детей, которые выросли совсем в других условиях, и думаю - а ведь я тоже могла бы иметь спокойное чувство собственного достоинства с малых лет и не тратить силы на всякое самокопание и прочую достоевщину (да простит меня любители этого классика). Это совершенно не исключает постоянную работу над собой, просто снимает нервозность, которой и так в юности хватает.

Я сама себе самый строгий судья. Но критика - дело хорошее, если она конструктивная: вот над этим можно было бы поработать, мне это выражение показалось немного неудачным, и дак далее. Ничего подобного у моих педагогов не наблюдалось. Я так считаю, что у них отсутствовало главное - уважение и искренний интерес к другим людям. В университете я просто мгновенно расцвела в такой обствновке.
Нет, Лёка, это я сейчас такая разухабистая, а в юности была - комплекс на комлексе, и комплексом погоняет. Мне нужна была как раз поддержка. Я смотрю на своих детей, которые выросли совсем в других условиях, и думаю - а ведь я тоже могла бы иметь спокойное чувство собственного достоинства с малых лет и не тратить силы на всякое самокопание и прочую достоевщину (да простит меня любители этого классика). Это совершенно не исключает постоянную работу над собой, просто снимает нервозность, которой и так в юности хватает. Я сама себе самый строгий судья. Но критика - дело хорошее, если она конструктивная: вот над этим можно было бы поработать, мне это выражение показалось немного неудачным, и дак далее. Ничего подобного у моих педагогов не наблюдалось. Я так считаю, что у них отсутствовало главное - уважение и искренний интерес к другим людям. В университете я просто мгновенно расцвела в такой обствновке.
Сергей
21.04 08:06 ∙ #
Есть ряд профессий, которые требуют состояния души. Это военные, полицейские, учителя и врачи. Эти профессии требуют признания и являются тяжелой службой.
Но в этих профессиях, увы, слишком много людей ,которые на службу только ходят.
Есть ряд профессий, которые требуют состояния души. Это военные, полицейские, учителя и врачи. Эти профессии требуют признания и являются тяжелой службой. Но в этих профессиях, увы, слишком много людей ,которые на службу только ходят.
Сергей
21.04 08:07 ∙ #
Признания = призвания.
Признания = призвания.
Оля
21.04 09:49 ∙ #
Признания тоже.
Признания тоже.
Большая
21.04 22:46 ∙ #
Cогласна, Сергей и Оля. Любая работа лицом к лицу с людьми в стрессовых обстоятельствах требует и призвания и признания. В моём частном случае я побывала в шкуре учителя (преподавателя) и медсестры. Врачи в моей калифорнийской болнице, особенно интенсивисты и нейрохирурги, находятся на таком Олимпе, что они относятся к несколько другой категории. "Ходить на службу" медсестрой невозможно: любая халтура мгновенно оборачивается серьёзными, а иногда трагическими последствиями, поэтому работаешь не на страх, а на совесть. Но и платят нам очень хорошо.
Cогласна, Сергей и Оля. Любая работа лицом к лицу с людьми в стрессовых обстоятельствах требует и призвания и признания. В моём частном случае я побывала в шкуре учителя (преподавателя) и медсестры. Врачи в моей калифорнийской болнице, особенно интенсивисты и нейрохирурги, находятся на таком Олимпе, что они относятся к несколько другой категории. "Ходить на службу" медсестрой невозможно: любая халтура мгновенно оборачивается серьёзными, а иногда трагическими последствиями, поэтому работаешь не на страх, а на совесть. Но и платят нам очень хорошо.
Женя
22.04 06:28 ∙ #
От них требуются профессинальные знания и простая вежливость. Какой особого состояния души с них можно требовать, это ж обычные люди.
От них требуются профессинальные знания и простая вежливость. Какой особого состояния души с них можно требовать, это ж обычные люди.
Сергей
22.04 08:39 ∙ #
Мне лениво за всех расписывать, но давайте даже на примере учителей.
Вы действительно считаете, что быть хорошим учителем - это просто войти в класс, пробубнить материал, проверить тетради, поставить оценку и все это делать с вежливой улыбкой?
Или все -таки учитель делает несколько больше. Дает материал так, чтобы это было интересно. Учитывает индивидуальные особенности учеников. Придумывает что -то нестандартное.
Проще говоря, есть учителя, от которых ученики не отлипнут. На уроки к которым мчатся.
Вот это и есть состояние души - быть учителем.
Мне лениво за всех расписывать, но давайте даже на примере учителей. Вы действительно считаете, что быть хорошим учителем - это просто войти в класс, пробубнить материал, проверить тетради, поставить оценку и все это делать с вежливой улыбкой? Или все -таки учитель делает несколько больше. Дает материал так, чтобы это было интересно. Учитывает индивидуальные особенности учеников. Придумывает что -то нестандартное. Проще говоря, есть учителя, от которых ученики не отлипнут. На уроки к которым мчатся. Вот это и есть состояние души - быть учителем.
Женя
22.04 09:25 ∙ #
А какая здесь именно душевная особенность. Человек увлечен своей работой. Да, есть такие и даже лично с знакома. Например, у нас в школе у сына учитель физики такой . Но он душевных разговоров не ведет к детям с воспитанием не лезет. По-моему одни и те же качества вы называете душевными, я -профессиональными.
А какая здесь именно душевная особенность. Человек увлечен своей работой. Да, есть такие и даже лично с знакома. Например, у нас в школе у сына учитель физики такой . Но он душевных разговоров не ведет к детям с воспитанием не лезет. По-моему одни и те же качества вы называете душевными, я -профессиональными.
Сергей
22.04 09:36 ∙ #
Профессиональное качество учителя - знать и давать материал.
А вот - то, что вы называете "увлеченностью ",то есть то, что учитель не обязан делать в силу своих рабочих обязанностей, но делает, потому что он имеет призвание - это оно. Состояние души. Самоотдача.
Профессиональное качество учителя - знать и давать материал. А вот - то, что вы называете "увлеченностью ",то есть то, что учитель не обязан делать в силу своих рабочих обязанностей, но делает, потому что он имеет призвание - это оно. Состояние души. Самоотдача.
Ирина
21.04 09:32 ∙ #
Большая, у меня было также. В детстве мне наростили кучу комплексов и страхов таким подходом, так что в подростковом возрасте уже мысли и о суициде были, так жизнь в тягость. А как покинула отчий дом, стала учиться в институте - почувствовала себя человеком. Многие вспоминают счастливое беззаботное детство с радостью, хотят в него вернуться. Я же испытывала в детстве сплошные переживания и жуткое ощущение, что от меня ничего не зависит. Ни за какие коврижки не вернулась бы в детство.
Большая, у меня было также. В детстве мне наростили кучу комплексов и страхов таким подходом, так что в подростковом возрасте уже мысли и о суициде были, так жизнь в тягость. А как покинула отчий дом, стала учиться в институте - почувствовала себя человеком. Многие вспоминают счастливое беззаботное детство с радостью, хотят в него вернуться. Я же испытывала в детстве сплошные переживания и жуткое ощущение, что от меня ничего не зависит. Ни за какие коврижки не вернулась бы в детство.
Большая
21.04 22:57 ∙ #
Ирина, мы с вами в одной лодке. Я тоже вспоминаю детство и юность с ужасом, хотя и могу сейчас проанализировать и объяснить поступки взрослых. Оправдать... с этим сложнее, хоть я и не держу ни на кого зла. Я всё время пою тучкину песню насчёт необходимости уважения человека любого возраста, и именно от его отсутствия и происходили все мои детские беды. Моя мама ни разу не извинилась передо мной - она была всегда безоговорочно права. А я у своих детей легко просила прощения.
Ирина, мы с вами в одной лодке. Я тоже вспоминаю детство и юность с ужасом, хотя и могу сейчас проанализировать и объяснить поступки взрослых. Оправдать... с этим сложнее, хоть я и не держу ни на кого зла. Я всё время пою тучкину песню насчёт необходимости уважения человека любого возраста, и именно от его отсутствия и происходили все мои детские беды. Моя мама ни разу не извинилась передо мной - она была всегда безоговорочно права. А я у своих детей легко просила прощения.
Большая
21.04 04:00 ∙ #
И спасибо на добром слове, Лёка. Я за выходные ещё напишу, как мои мама с сетрой пошли в народ - преподавать в сельскую школу, и что из этого вышло. Это я заинтриговываю вас preview... ;)
И спасибо на добром слове, Лёка. Я за выходные ещё напишу, как мои мама с сетрой пошли в народ - преподавать в сельскую школу, и что из этого вышло. Это я заинтриговываю вас preview... ;)
Ирина ∙ 20.04 23:42 ∙ #
Переклик со страшненькой девочкой с зубками;)). Меня всегда "гнобила" мама, говоря очень похожее на то, что Вам русачка. Морально тяжело, все, что я могу сказать. Правда, меня поддерживал дедушка и иногда ставил на место мою маму. Учителя же, напротив, все вострогались и пели дифирамбы.
У моего сына есть такие учительницы по биологии и русскому, у дочки - учительница началки такая проскочила (!!!), так что и сейчас такие встречаются. Биологичка реально хочет научить своему предмету, поэтому всех строит. Сын прошел у нее путь от двоечника до безусловного отличника (она признавалась мужу, что в новом материале она сама отстает теперь от знаний сына ;)) ). Русачка - тяжелый случай, как бы ты не старался , - все плохо. Даже мальчик, который "попу не поднимает", читая ее сумасшедшие задания до 5 утра, не может угодить. В общем, могу признать, что предметы, за которые "дерут", дети знают лучше. И Ваш случай - тому подтверждение.
Дочку отдали сначала в нулевой класс. Учительница оказалась, как я ее окрестила, жандармом. Даже не думала, что такие сейчас бывают. Дети в 6 лет обязаны были сидеть 4-5 уроков, писать идеально, играть почти не давала, и те, кто не успевал, поднимались с тихого часа на дополнительные занятия. Жуткие просто требования, хотя, некоторые родители были в восторге от ее строгости (по мне- жестокости). Она могла ударить ребенка по рукам, если он не так писал, унизительно стыдила мальчика, который плакал на уроке. Мы забрали дочку через 2 недели оттуда, из этого ада и перевели в садик. Отвращение к школе, правда, у нее стало уменьшаться только к классу 5-му.
Я предпочитаю позитивный подход учителя, больше заслуженной похвалы, заинтересованности в своем предмете. Бывают иногда такие педагоги, что сидишь их и слушаешь "раскрыв рот" - я за таких.
Переклик со страшненькой девочкой с зубками;)). Меня всегда "гнобила" мама, говоря очень похожее на то, что Вам русачка. Морально тяжело, все, что я могу сказать. Правда, меня поддерживал дедушка и иногда ставил на место мою маму. Учителя же, напротив, все вострогались и пели дифирамбы. У моего сына есть такие учительницы по биологии и русскому, у дочки - учительница началки такая проскочила (!!!), так что и сейчас такие встречаются. Биологичка реально хочет научить своему предмету, поэтому всех строит. Сын прошел у нее путь от двоечника до безусловного отличника (она признавалась мужу, что в новом материале она сама отстает теперь от знаний сына ;)) ). Русачка - тяжелый случай, как бы ты не старался , - все плохо. Даже мальчик, который "попу не поднимает", читая ее сумасшедшие задания до 5 утра, не может угодить. В общем, могу признать, что предметы, за которые "дерут", дети знают лучше. И Ваш случай - тому подтверждение. Дочку отдали сначала в нулевой класс. Учительница оказалась, как я ее окрестила, жандармом. Даже не думала, что такие сейчас бывают. Дети в 6 лет обязаны были сидеть 4-5 уроков, писать идеально, играть почти не давала, и те, кто не успевал, поднимались с тихого часа на дополнительные занятия. Жуткие просто требования, хотя, некоторые родители были в восторге от ее строгости (по мне- жестокости). Она могла ударить ребенка по рукам, если он не так писал, унизительно стыдила мальчика, который плакал на уроке. Мы забрали дочку через 2 недели оттуда, из этого ада и перевели в садик. Отвращение к школе, правда, у нее стало уменьшаться только к классу 5-му. Я предпочитаю позитивный подход учителя, больше заслуженной похвалы, заинтересованности в своем предмете. Бывают иногда такие педагоги, что сидишь их и слушаешь "раскрыв рот" - я за таких.
Большая
21.04 03:56 ∙ #
Ирина, это ужасно, если мальчик сидит до пяти утра (!!!), и всё плохо. То ли школа притягивает, как вы говорите, "жандармов", которые отрываются на издевательствах над детьми, то ли учителя такими становятся от нищей жизни и злобы - не знаю. Радостно, что не все такие, но свою школу я и моя старшая сестра вспоминаем с содроганием. Жандармы были, педагогов не было. Сегодня я бы сама с насладжением преподавала литературу, русскую и иностранную, да только меня бы вмиг погнали, потому что у них учебный план и указания сверху, а мне хотелось бы научить детей думать, анализировать, а не просто тупо знать определение народности по Белинскому и прочее. Дети часто покидают школу с чувством отвращения к литературе и языку, а жаль.
Ирина, это ужасно, если мальчик сидит до пяти утра (!!!), и всё плохо. То ли школа притягивает, как вы говорите, "жандармов", которые отрываются на издевательствах над детьми, то ли учителя такими становятся от нищей жизни и злобы - не знаю. Радостно, что не все такие, но свою школу я и моя старшая сестра вспоминаем с содроганием. Жандармы были, педагогов не было. Сегодня я бы сама с насладжением преподавала литературу, русскую и иностранную, да только меня бы вмиг погнали, потому что у них учебный план и указания сверху, а мне хотелось бы научить детей думать, анализировать, а не просто тупо знать определение народности по Белинскому и прочее. Дети часто покидают школу с чувством отвращения к литературе и языку, а жаль.
Ещё комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход