ВХОД
Войти через одну из соцсетей
ВОЙТИ ЧЕРЕЗ FACEBOOK ВОЙТИ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ
Регистрируясь или входя вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности
      
Присоединяясь или входя,
вы принимаете Пользовательское Соглашение
ОТНОШЕНИЯ

Несколько слов об одной постыдной потребности

2020-01-11 Несколько слов об одной постыдной потребности
Несколько слов об одной постыдной потребности
В психологии довольно общим местом является предположение о том, что, во-первых, у человека есть потребности, во-вторых, если эти потребности не удовлетворять, человеку будет плохо.
В психологии довольно общим местом является предположение о том, что, во-первых, у человека есть потребности, во-вторых, если эти потребности не удовлетворять, человеку будет плохо.

Часть школ добавляет туда ещё и тезис о том, что потребность можно не только не удовлетворять («я хочу есть, но не ем»), но и отрицать / вытеснять / иным образом не признавать. В этом случае помимо тех проблем, которые возникают при фрустрации самой по себе, мы получим ещё и некоторый дополнительный геморрой.

Если совсем уж упрощать (до карикатурности), то значительная часть учения Фрейда может быть сформулирована как противостояние «задавленного» сексуального влечения влиянию навязанных социальных и религиозных запретов. 

Но поговорить сегодня я хочу не о сексе (увы), а о другой, в чём-то более постыдной, штуке. Просто потому, что значительная часть сексуальности здорового человека™ сегодня вышла из-под запрета: не думаю, что слишком уж многие из читателей будут переживать перчаточный паралич, если им захочется самоудовлетворения. 

Я бы хотел поговорить (#meetoo или что там принято ставить в таких случаях) о потребности в символическом, оторванном от реальности, иррациональном и недоказуемом. Некоторое время назад эту потребность обслуживала церковь, сейчас в слоях не слишком образованного населения её до какой-то степени закрывает астрология и бытовые суеверия, но есть, как мне представляется, довольно немалое количество людей, у которых с этим некоторые проблемы. 

Они, будучи достаточно «продвинутыми» и знакомыми с некоторыми аспектами научного метода познания, отрицают эту сторону человеческой жизни как таковую. «Если что-то нельзя подтвердить экспериментально, значит этого нет», — утрирую, но некий костяк данной идеологемы можно сформулировать так.

Робкие попытки собственной психики получить разрядку в чтении какой-нибудь астрологической или психологической ерунды (например) такой человек пресекает самым решительным образом. Ему сложно без смеха, с сохранением аутентичности, признаться, что в детстве он верил в барабашку, которым его пугала воспитательница в детском садике, а при поступлении на свой любимый физфак он нацепил булавку «от сглаза». 

Но, как и в случае с подавленной сексуальностью, эта потребность, если её отрицать и подавлять, никуда не денется, она будет прорываться скрытно, в изменённых и извращённых формах. Хорошо, если общий уровень эстетического восприятия индивида достаточно высок, и этот прорыв произойдёт в области искусства: ну будет человек любит фэнтези, фиг с ним, не страшно.

Но ведь контакт с символическим возможен не только в такой примитивной, но конструктивной форме: очень много символизма можно получить из насилия (и не обязательно при этом быть киношным маньяком из какого-нибудь «Ганнибала», хотя там и можно ознакомиться с примерами примитивного контакта с символическим, они там неплохо раскрыты), наркотиков (отдельная большая тема), деструктивных культов и т.п. не слишком приятных штук.

Наверное, если бы Фрейд жил сегодня, его знаменитым случаем стала бы не истеричная «Анна», а некий образованный молодой человек, выпускник какого-нибудь айтишного ВУЗа, у которого «невроз» заключается не в том, что религиозные табу подавляют сексуальность, а в том, что секулярное общество подавляет его страсть к символизму.

Возможно, этот юноша симпатизировал какому-нибудь радикальному «-изму» (нет, не онанизму, увы).

Потребность в том, чтобы иногда уходить в мир иррационального, не является чем-то безусловно плохим. В прошлой заметке я писал о том, что переход в «магический» мир символов может быть отличным терапевтическим инструментом, тем средством, которое сделает неразрешимые внутренние психологические задачи индивида вполне решаемыми. 

Елена Черта 

Что вы об этом думаете?

Комментарии: 6
Вход
Андрей ∙ 15.01 18:36 ∙ #
По мне, достаточно постыдна потребность нести псевдонаучный бред, непонятно на какую аудиторию ориентированный.
По мне, достаточно постыдна потребность нести псевдонаучный бред, непонятно на какую аудиторию ориентированный.
Ещё комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Подпишитесь на уведомления о новых комментариях к посту
Вход