
Обида – это манипуляция для снятия с себя ответственности за выбор и за дальнейшие действия/бездействия в связи с этим. Обида мучает и висит камнем на шее, если виноват кто-то другой. С обидой жить страшно, потому что есть состояние жертвы, которой вредят и которая ничего не может с этим поделать.
Если нет веры в то, что другой взял на себя ответственность за свой поступок и вполне хорошо себя чувствует в отсутствие вины, то нет веры и в свою невинность. Нет веры в личную чистоту помыслов, намерений и поступков. Плохо только тому, кто осуждает и дальше везет. Можно возить воду, не ропща на судьбу и тогда нет лишней тяжести. Можно оставить телегу с бочками воды и начать возить дрова. И т.д. Эти многочисленные потенциальные варианты пропадают, когда ответственность за счастье своей жизни принадлежит другому. При таком раскладе есть переменчивая ситуация: недовольство положением вещей, которое чередуется ожиданием, что кто-то придет и это изменит, надо лишь погромче плакать.
Я часто привожу такой пример. Ребенок украл конфеты. Его поставили в угол. Если он понимает, что есть некоторые правила игры: «крадешь – отвечаешь за это часовым стоянием в углу», то ребенок не страдает от своей плохости. Он просто стоит в углу и может страдать от скуки, от того, что ноги затекли, от чего угодно, но не от того, что мир несправедлив. Есть осознание того, что это просто угол. Сейчас пройдет час и можно будет пойти гулять. А также можно поразмышлять, красть ли конфеты в следующий раз или это слишком дорого стоит. Это просто выбор согласно своим желаниям. Кто меня может судить? Кто знает, как правильно? Только я.
А что до обиды, то тут все вокруг знают, как можно с тобой поступить и как наказать. Например, пациент и стоматолог. Представьте себе, что пациент начинает ругаться за причинённую боль и неудобства. Что он вопит о том, что челюсть затекла, а лампа слепит глаза. Что вообще все дорого, неприятно и противно. Тогда зачем ты здесь?
Можно попросить убавить яркость лампы, делать передышки в лечении. Это возможно, когда фокус внимания переходит на себя. Тогда можно прислушаться к своим ощущениям, взять ответственность за свои желания, поделиться ими с доктором. На основании того, идет ли доктор навстречу, старается ли он услышать пациента и изменить процесс в силу своих возможностей или он забивает на пожелания и делает только, как ему удобно – совершается следующий выбор. Оставаться в кресле или искать другое.
У обиды вторичных выгод может быть много и очень разных. Таких, что человек не видит их совсем, но пользуется. Например, обида помогает отгородиться от своих переживаний. Тогда это построение своего рода защиты, отдых от контакта с источником страданий, бегство от своей ранимости. И по-другому, кроме как через получение обиды, человек не умеет выстраивать границы. Обиженный не считает правильным сказать своевременно «нет», ему нельзя расстраивать других. А как только обиделся - сразу это отделение само происходит и хочется побыть подольше в этом ради автономии. Вот такая псевдо-свобода с мешком камней за плечами.
Автор: Маша Мошковская
Что вы об этом думаете?